Коррупции перекрыли офшоры

Как санкции могут повлиять на количество экономических преступлений

Уровень коррупции в России на фоне западных санкций рискует вырасти колоссально. Такой прогноз в беседе с “Ъ FM” дал полномочный представитель правительства в Конституционном и Верховном судах Михаил Барщевский. По его словам, в условиях новых экономических ограничений государство сосредоточит в своих руках больше власти, а это откроет дорогу для новых злоупотреблений.

Михаил Барщевский в 2018 году

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

При этом усиление контроля и даже ужесточение наказаний за коррупцию вряд ли позволит снять такие риски, подчеркнул господин Барщевский: «Сейчас у нас, с одной стороны, западные санкции, которые вынуждают укреплять вертикаль власти, принимать активные и быстрые решения, не всегда соблюдать те процедуры, которые раньше были намечены.

С другой стороны, правительство по поручению президента резко снижает количество проверок и контрольных мероприятий, что может уравновесить, немного сбалансировать ситуацию. Сильное государство — это очень хорошо. С другой стороны, тогда у чиновников появляются большие полномочия, что и порождает рост коррупции. В Китае за такие преступления расстреливали на площадях, однако на уровне взяточничества это не отразилось. А вот выстраивание различных общественных институтов, политическая конкуренция, наоборот, ведут к снижению числа подобных преступлений.

Государство сейчас выделяет колоссальные деньги на поддержку тех или иных отраслей, а когда у человека в распоряжении оказываются миллиарды, возникает очень большой соблазн подумать о судьбе своих правнуков».

По данным МВД, за 2021 год в России выявили более 35 тыс. преступлений коррупционной направленности — почти на 14% больше, чем в 2020 году. Из них примерно 18,5 тыс. были связаны со взятками, что на треть больше результатов предшествующего года. Из-за новых западных санкций коррупция в стране вряд ли начнет расти высокими темпами, поскольку государство в таких условиях будет жестче контролировать любые подобные схемы и оперативно за них наказывать.

Так считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Как только закрылись механизмы вывода денег за рубеж, вариантов для манипуляций стало меньше. Деньги внутри России спрятать гораздо сложнее, ведь их можно найти. Поэтому сейчас все будут перестраиваться, и историй о краже бюджетных средств станет намного меньше.

Мониторинг, который проводят и правоохранительные органы, и спецслужбы, стал жестче. Риски увеличиваются, и желающих совершать подобные деяния становится меньше».

Генпрокуратура подсчитала, что ущерб от коррупционных преступлений в России по итогам 2021 года вырос до 64 млрд руб. против 58 млрд в 2020-м. При этом по данным надзорного ведомства, в основном речь шла о мелких взятках — до 10 тыс. руб.

Государство в условиях санкций начнет активнее публично бороться с коррупцией, однако видимые результаты этой борьбы появятся не сразу. Так считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов: «Федеральный центр на фоне роста цен на продовольствие, сложностей, связанных с занятостью, которые могут возникнуть на рынке к осени попытается сделать антикоррупционную кампанию одним из главных направлений. Когда ситуация стабилизируется, тогда этот процесс будет сформирован до конца. Думаю, до лета мы вряд ли увидим какие-то крупные уголовные дела».

В Кремле в 2022 году назвали один из способов победить коррупцию. Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков тогда заявил: «Чтобы взятки не брали, их надо перестать давать». Бытовая коррупция гораздо страшней, чем среди чиновников, сказал тогда представитель Кремля.

Владимир Расулов

Вся лента