«Тинькофф» ответил списаниями

Что случилось с деньгами клиентов банка

Желание заработать на курсе валют обернулось многомиллионными потерями. Клиенты Тинькофф-банка пожаловались на блокировку и неожиданно отрицательные балансы на счетах. Проблема в первую очередь коснулась тех, кто с конца февраля пытался сыграть на валютном рынке через приложение кредитной организации. В банке же объяснили свои действия борьбой с незаконным обогащением. Подробности — у Владимира Расулова.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Москвич Юрий 27 февраля зашел в приложение «Тинькофф» и увидел там приятный обменный курс. В тот день можно было как минимум выгодно обменять рубли на доллары, а для этого, например, сначала конвертировать российскую валюту в фунты, а уже их — в американскую. То же самое собеседник “Ъ FM” заметил и 11 марта. Юрий этим воспользовался и кое-что на этом заработал. Правда, потом Тинькофф-банк на 10 дней заблокировал его счет. 21 марта доступ вернули, однако владелец в итоге обнаружил там отрицательные числа:

«Минус 10 млн руб. и минус 25 тыс. фунтов на разных счетах. Сейчас фунт очень сильно упал по отношению к рублю. Я планировал продать валюту по старому курсу, когда фунт был выше 130 руб. Счетом я пользоваться не могу. Мне дали 25 дней якобы для погашения этого овердрафта, как они называют технический овердрафт, но, по сути, они повесили на меня долг».

С блокировкой столкнулись и другие собеседники “Ъ FM”, которые пытались заработать на валютных курсах через приложение «Тинькофф». Илья, например, попал в такую ситуацию 12 марта. На операциях с долларами, евро и фунтами мужчине удалось выручить примерно 20%. Однако воспользоваться деньгами он не может: банк просто заморозил его счет. И только после долгой переписки с техподдержкой более или менее стало понятно, что случилось.

«Тинькофф-банк не устроило, что 11 марта я покупал и продавал валюту в их приложении — это делал как я, так и моя супруга. Они также сказали, что я заблокирован из-за того, что конвертировал валюту сам и из-за того, что занимал деньги и получил возврат средств от человека, который тоже это делал, плюс проводил сделки купли-продажи»,— рассказал Илья.

В самом Тинькофф-банке объяснили проблемы клиентов тем, что они воспользовались уязвимостью в работе алгоритма по расчету кросс-курсов валют и многократно делали переводы между валютными счетами, чтобы лично неправомерно обогатиться. В письмах некоторым клиентам организация указала, что у тех есть время погасить возникшие задолженности. Правда, откуда взялись многомиллионные отрицательные суммы, в «Тинькофф» не уточнили. В итоге доказать свою правоту стороны смогут только через суд, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин:

«Если какой-то банк официально через свое приложение предлагает купить доллары по курсу 75 руб., в то время как уже продают по 150 руб., и я пошел и сконвертировал 1 млн руб. по 75 руб. за доллар, это законно, и кредитная организация не права, если лишила клиента этих денег. Если же человек нашел способ купить доллары по 75 руб., потом продать их банку по 110 руб., а затем снова приобрести по 75 руб. и так 15 раз за день, пока лазейку не прикрыли, то это в чистом виде злоупотребление правом. Суд будет рассматривать этот вопрос — смотреть, злоупотреблял клиент или нет».

Тем временем история с валютными операциями через приложение «Тинькофф» рискует перейти в уголовную плоскость. В банке сообщили, что передали в компетентные органы все материалы о группе лиц, которые получили необоснованный доход во время турбулентности на финансовом рынке. Представитель кредитной организации пояснил, что ситуация затронула несколько десятков трейдеров, которым оперативно ограничили дистанционное банковское обслуживание.

Вся лента