Замещение без слез

Johnson & Johnson приостанавливает поставки средств личной гигиены

Временное прекращение поставок в Россию от компании Johnson & Johnson может привести к переделу рынка детских товаров. 29 марта корпорация объявила, что перестанет ввозить в страну косметику и средства личной гигиены. Сейчас американская компания — один из гигантов рынка — была представлена марками Listerine, Clean & Clear, Carefree и другими. Но прежде всего покупателям хорошо знаком одноименный бренд детских товаров. Стоит ли теперь ждать дефицита средств гигиены для малышей? И есть ли альтернативы на рынке? Разбирался Александр Мезенцев.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Основным сегментом для Johnson & Johnson остается фармацевтика, а лекарства и медизделия в страну компания продолжит поставлять. На потребительский сектор приходится всего 16% выручки корпорации, в России она получает максимум около 1% этих средств, отмечают аналитики.

Работать на отечественном рынке гиганту стало просто невыгодно, учитывая, что стоимость логистики в последние недели выросла практически в три раза, отмечает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Сейчас привезти что-то в РФ из США и Европы стоит настолько дорого, что в каких-то случаях это делать нецелесообразно. На ситуацию влияет и курсовая разница. Если говорить о готовом продукте, то стоимость логистики иногда приводит к тому, что при итоговой цене товар может просто оказаться невостребованным на рынке».

Собеседники “Ъ FM” в любом случае советуют потребителям не паниковать: все они убеждены, что уход Johnson & Johnson с рынка временный — до тех пор, пока не стабилизируется курс рубля и не обновятся цепочки поставок. Кроме того, эксперты отмечают, что основной игрок на отечественном рынке средств гигиены — Procter&Gamble — пока не ушла, а лишь сократила ассортимент.

Доля же Johnson & Johnson по многим позициям не превышает 10%, так что от ухода теряет больше сам производитель, уверен директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов: «Компания потеряет немаленький рынок сбыта. В данной ситуации выиграют прямые конкуренты, например, Kotex, который сейчас, наверное, довольно потирает руки. Перераспределение будет достаточно серьезное.

Приостановка никак не отразится на российском рынке, а вот Johnson & Johnson, скорее всего, от этого пострадает, ведь речь идет о товарных группах с миллиардным оборотом».

Но есть сегмент, в котором Johnson & Johnson кажется незаменимым. У большинства россиян американская компания ассоциируется с детской присыпкой и шампунем «без слез». Родители от ухода бренда действительно пострадают, но позже.

Российские ритейлеры только за последние несколько дней успели заказать у производителя несколько новых партий продукции, а складских запасов товаров хватит еще на месяцы вперед, говорит президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина: «Продуктов Johnson & Johnson запасено на три месяца вперед. При этом средства гигиены продают на территории России и другие международные бренды. Огромное количество зарубежных производителей хотят заместить ту или иную компанию на российском рынке».

Впрочем, через три месяца покупателям придется искать альтернативы. Некоторые аналитики убеждены, что проблем с этим не возникнет — на любой детский товар корпорации приходится как минимум три-пять российских аналогов. Но есть нюанс: каждому из них необходимо расширить сеть продаж и повысить уровень исследовательской работы.

Все это займет больше полугода, так что какая-то часть товаров с прилавков начнет исчезать, продолжает Михаил Бурмистров. Но зато роста цен не будет, полагает он: «Повышение стоимости в основном уже произошло. Пересмотр ценников отразил логистическую составляющую, курс доллара, средний и средневысокий ценовой сегмент. Его занимала импортная продукция, которую заместить будет достаточно сложно. Для того чтобы поставить свой продукт на полку, нужны серьезные инвестиции. Мы увидим сокращение в доле продаж в рамках промоакций, сокращение ассортимента, вымывание некоторых импортных позиций и так далее».

Большие надежды участники рынка связывают все-таки не с отечественными аналогами, а все же с параллельными поставками. По их мнению, благодаря им проблему с потенциальным дефицитом детского молочка или присыпок удастся решить.

Иван Хорушевский

Вся лента