Инвестиции в здоровье

В условиях глобальной нестабильности особенно остро ощущается потребность в случае неприятностей со здоровьем получать быстрый доступ к медицинским услугам и сохранять их качество. Большинство людей не готовы на этом экономить. Заместитель директора департамента методологии и андеррайтинга ДМС компании «Росгосстрах» Ольга Купцова рассказала «Деньгам» о том, какие процессы происходят сейчас в сегменте медицинского страхования и меняются ли потребности клиентов.

Заместитель директора департамента методологии и андеррайтинга ДМС компании «Росгосстрах» Ольга Купцова

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

— Ольга, начну с вопроса, который сейчас волнует многих: как изменится стоимость ДМС в связи с текущей экономической ситуацией? Заявляли ли клиники уже о росте стоимости своих услуг или о невозможности предоставить те или иные медицинские услуги?

— Договорная кампания с клиниками на 2022 год уже закончилась, все условия зафиксированы. Однако клиники действительно сейчас обращаются к страховым компаниям (не только к нам), чтобы обсудить различные варианты пересмотра цен и выработать план совместных действий. Но катастрофы нет: во-первых, на данный момент речь идет лишь о небольшом повышении, во-вторых, многие клиники уже много лет до этого не пересматривали стоимость своих услуг. Так что нынешнее повышение цен в каком-то смысле можно считать плановой коррекцией.

Тем не менее, учитывая прошлый опыт, все страховые компании, конечно, обеспокоены возможным ростом цен на медицинские услуги, ведь это приведет и к росту стоимости полисов ДМС. В связи с этим Всероссийский союз страховщиков выпустил обращение к медицинским организациям с предложением максимально ограничить в течение 2022 года рост цен на медицинские услуги. Мы надеемся, что этот посыл будет услышан и поможет обеспечить стабильность такого социально важного сегмента, как добровольное медицинское страхование.

— Как нарушения цепочек поставок могут отразиться на качестве медицинских услуг? Прогнозируется ли дефицит каких-либо препаратов, реагентов, запчастей к диагностическому оборудованию?

— Мы пока не получали никакой информации от клиник, что они не могут предоставить те или иные медицинские услуги. По нашим данным, у большинства медицинских учреждений есть запас необходимых медикаментов и расходных материалов на долгий период, до нескольких месяцев, и это должно обеспечить бесперебойное оказание медицинской помощи.

Однако вопрос, разумеется, важный, поэтому уже сейчас прорабатываются различные решения как с импортозамещением, так и с альтернативными, свободными для нас рынками и поставщиками. Напомню, что качество медицинских услуг в первую очередь зависит от специалистов, и в этом плане у нас, к счастью, ничего не меняется.

— Планируете ли расширять сеть клиник-партнеров?

— Сегодня у «Росгосстраха» договорные отношения с более чем 10 тыс. клиник. База наших клиник-партнеров постоянно расширяется, в том числе и по запросам корпоративных клиентов. Поиск новых клиник — это практически наша ежедневная работа. Но еще важнее поддерживать такие условия, при которых наши клиенты в разных регионах стабильно получают одинаково высокое качество медицинских услуг. Поскольку сейчас это не всегда возможно, мы работаем над программами, позволяющими нашим клиентам лечиться в соседних регионах без дополнительных затрат на проезд. Если же говорить о зарубежных клиниках-партнерах, то мы, как и все, смотрим на перспективный азиатский регион. И конечно, продолжаем работать в тех странах, которые открыты для российских пациентов.

— Есть ли изменения по клиентским предпочтениям — например, пожелания добавить в страховую программу сеансы психотерапии для снятия стресса, рефлексотерапию и т. д.?

— Услуги психолога мы включили в программу ДМС для корпоративных клиентов еще два года назад. В начале пандемии и на пике заболеваемости эти консультации пользовались повышенным спросом. Потом наступило затишье, и вот сейчас опять психологическая поддержка оказалась более востребованной, чем когда-либо. Последние несколько недель клиенты обращаются к нам с просьбой организовать семинары и тренинги с привлечением психологов. Мы, конечно, идем им навстречу и организовываем такие мероприятия с привлечением наших партнеров.

С другой стороны, растет число запросов на программы по профилактике и лечению серьезных заболеваний, например, онкологических, которые в последнее время очень «помолодели».

— Наибольшая часть клиентов по ДМС — это корпоративный сектор, который сейчас находится в сложной ситуации, а западные компании и вовсе приостанавливают свою деятельность в России. Есть ли у вас клиенты, которые попросили сократить планы ДМС с точки зрения стоимости?

— Нет, пока предложений о сокращении бюджета от клиентов не поступало. В сложившейся ситуации мы будем следить за развитием ситуации и готовы совместно с клиентами находить взаимовыгодные пути ее решения. Думаю, у всех компаний на рынке сейчас примерно одинаковые сложности.

— Одна из самых затратных статей — стоматология. Как будет развиваться ситуация с этим направлением?

— Действительно, с точки зрения увеличения стоимости услуг из-за курсовой разницы стоматология — одно из самых сложных направлений. Однако запаса расходных материалов у стоматологических клиник спокойно хватит еще на два-три месяца работы в обычном объеме. За это время клиники будут искать замену материалам, новых производителей, может быть, менее известных, но точно не худших по качеству.

— В связи с распространением удаленной формы работы стала ли более востребована телемедицина?

— Если два года назад телемедицина была отдельной опцией, не связанной с медицинским страхованием, и к ней все только привыкали, то сейчас это составная часть любой программы ДМС. Телемедицина становится незаменимым элементом обслуживания. Люди поняли, сколько времени можно сэкономить на походах к врачу, на поездках в клинику, и что можно гораздо быстрее и проще получить необходимую информацию у доктора нужного профиля.

Для наших клиентов важны и такие программы, как «второе медицинское мнение», когда диагноз перепроверяется у другого специалиста, в том числе удаленно. Телемедицина сделала эту функцию более понятной и более востребованной у пациентов. К тому же если раньше клиенты получали только письменное заключение специалиста, то теперь все проходит в режиме живого онлайн-общения, есть возможность задать уточняющие вопросы, получить дополнительную информацию.

Безусловно, внесение изменений в действующее законодательство, которое запрещает ставить диагнозы и назначать лечение заочно, могло бы сделать направление телемедицины еще более перспективным и полезным.

— В прошлом году довольно востребована была программа страхования от коронавирусной инфекции. Насколько популярна она сейчас?

— По нашему мнению, спрос несколько снизится, но не мгновенно, а в отдаленной перспективе. Пока спада мы не наблюдаем, и, несмотря на то, что уровень заболеваемости сокращается и даже отменяются ковидные ограничения, к сожалению, люди продолжают болеть и не желают остаться без страховой защиты. Вот, например, большим спросом пользуются чекап-программы у людей, перенесших коронавирус. Пациенты хотят убедиться, что после болезни у них нет никаких серьезных осложнений.

— Какие новые технологии вы применяете в работе? Например, искусственный интеллект при согласовании процедур, голосовой помощник и т. д.?

— Развитие информационных технологий — это то, на что сейчас делаются большие ставки. Искусственный интеллект в андеррайтинге, экспертизе, согласовании услуг — все это мы активно применяем в своей работе. В последнее время значительно расширили спектр возможностей, доступных в личном кабинете клиента. Например, работа с франшизой, возможность оформить родственников со скидкой, бесшовный переход к врачам телемедицины… А в ближайшей перспективе приложение должно превратиться в настоящую «цифровую клинику», где доступ ко всем услугам будет возможен в один клик.

— Есть ли сложности со страхованием выезжающих за рубеж?

— Это очень важный вопрос. По понятным причинам в этом сегменте возникли определенные проблемы, но ситуация под контролем, работаем в штатном режиме. Более того, мы добровольно, по своей инициативе, пролонгируем страховки тем клиентам, кто пока не может вернуться в Россию из-за сложностей с авиаперевозками. Хотя уже понятно, что из-за курсовой разницы всем страховщикам придется увеличивать лимиты по этому виду страхования.

Мария Григорьева

Вся лента