Дистрибуторов подлечила пандемия

Оптовые поставщики лекарств наращивают продажи

Затраты государства на борьбу с COVID-19 помогли «Р-Фарм» Алексея Репика стать самым быстрорастущим фармацевтическим дистрибутором из пяти крупнейших игроков. В 2021 году оборот компании взлетел в полтора раза, до 200,7 млрд руб., позволив ей занять четвертое место на рынке с долей более 10%. Работающие в основном с розничным сектором дистрибуторы такого роста не демонстрируют, а дополнительно осложнить ситуацию для них может усиление административной нагрузки, полагают эксперты.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Самым быстрорастущим дистрибутором на фармацевтическом рынке из пяти крупнейших игроков в 2021 году стал «Р-Фарм» Алексея Репика, свидетельствуют данные DSM Group. Оборот компании вырос на 51,3%, до 200,7 млрд руб., год к году, что соответствует четвертому месту рейтинга и 10,1% всего рынка.

Лидером фармацевтической дистрибуции остался «Пульс», который занял эту позицию в 2020 году. Год к году оборот компании увеличился на 14%, до 291 млрд руб., что позволило занять 14,7% всех поставок. На вторую строчку поднялся «Катрен», увеличив продажи на 7,5%, до 257,2 млрд руб., получив долю в 13% рынка. Бывший в прошлом году вторым «Протек» опустился на третье место, увеличив оборот на 3,2%, до 249,1 млрд руб., год к году. Продажи «Гранд Капитала» выросли на 17,4%, до 111,3 млрд руб., и компания заняла пятую строчку рейтинга, сместив «Фармкомплект». В «Пульсе», «Катрене», «Протеке» и «Р-Фарм» на запрос “Ъ” не ответили.

Крупнейшие дистрибуторы на фармацевтическом рынке по продажам в 2021 году

Место Компания Оборот (млрд руб.) Динамика к 2020 году (%) Доля (%)
1 «Пульс» 291 14 14,7
2 «Катрен» 257,2 7,5 13
3 «Протек» 249,1 3,2 12,6
4 «Р-Фарм» 200,7 51,3 10,1
5 «Гранд Капитал» 111,3 17,4 5,6
6 «Фармкомплект» 98,1 –8,1 5
7 БСС 76,7 15,3 3,9
8 «Профит-мед» 58,9 3,4 3
9 «Ирвин-2» 49,6 56 2,5
10 Ассоциация «Асфадис» 45,7 5,9 2,3

Источник: DSM Group.


Львиная доля объема продаж «Р-Фарм» пришлась на госзакупки, потому что компания специализируется в этом сегменте, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. «Р-Фарм» единственная производит и поставляет препарат «Артлегиа», который применяется в том числе в случае осложнений при COVID-19, и только на этом лекарстве компания заработала 21 млрд руб., поясняет он.

По словам эксперта, другую существенную часть выручки — 10 млрд руб.— принесли поставки «Коронавира» — противовирусного препарата, который также применяется при COVID-19. Несмотря на текущую динамику, «Р-Фарм» едва ли удастся войти в тройку крупнейших игроков, прогнозирует Сергей Шуляк. Пандемия идет на спад, и вряд ли государство будет выделять дополнительные средства на закупки препаратов против COVID-19, отмечает он.

Общий объем рынка фармацевтической дистрибуции в 2021 году вырос на 14,5%, до 1,97 трлн руб., год к году.

Причем аналитики DSM Group отмечают начавшееся снижение концентрации рынка в руках крупнейших игроков. Так, если в 2020 году общая доля десяти компаний выросла с 71,4% до 74,1%, то в прошлом году показатель сократился до 72,7%. Как отмечают в DSM Group, снижение доли связано с ростом объема госзакупок, а также с появлением новых участников тендеров. В целом работающие в госсекторе дистрибуторы демонстрируют лучшие результаты. Как следует из данных DSM Group, средний прирост выручки пяти крупнейших игроков в этом сегменте в 2021 году был 33%, а в сегменте коммерческих поставок в аптеки — около 6%.

По словам Сергея Шуляка, общий рост рынка в 2021 году был непрогнозируемым. Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов отмечает, что правительство выделяло десятки миллиардов рублей дополнительно на борьбу с COVID-19. Даже без учета этих средств государство серьезно увеличило закупки лекарств в рамках программ для борьбы с отдельными онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, спинальной мышечной атрофией и т. д., что и сказалось на существенной динамике, указывает он. По словам эксперта, в 2022 году таких темпов роста в государственном сегменте ждать не стоит.

«Динамика будет выше, чем на розничном рынке, но это будет разница не в четыре, как сейчас, а в 1,5–2 раза»,— прогнозирует господин Беспалов.

Между тем, полагают в RNC Pharma, потенциальной угрозой для доходов дистрибуторов в 2022 году может стать дальнейшее усиление административной нагрузки, включая маркировку БАДов и медицинских изделий: в результате «продукция будет дорожать, что скажется на спросе, ассортименте и доходах оптовых компаний». В то же время, добавляют там, возможно введение госрегулирования цен, которое сдержит рост.

Дмитрий Шестоперов

Вся лента