Учебно-выборная конкуренция

Оппозиция активизирует подготовку кандидатов для муниципальной кампании в Москве

Еще две партии начали на минувшей неделе обучение своих кандидатов для осенних муниципальных выборов в Москве: это впервые участвующие в кампании «Новые люди» (готовят более 700 кандидатов) и намеренная взять реванш за неудачу 2017 года КПРФ (обучают 1,5 тыс. человек). Внесистемная оппозиция тоже организует новые проекты: сооснователь движения «Общество. Будущее» Роман Юнеман открыл школу-штаб для сторонников национал-демократических взглядов, а политолог Петр Милосердов запустил онлайн-платформу для всех желающих стать кандидатами. Пока оппозиционные школы никак не координируют свои усилия, хотя и не исключают этого в будущем. Эксперт отмечает, что внутри оппозиции возросла конкуренция и это препятствует созданию широких коалиций.

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

В конце прошлой недели о старте обучения муниципальных кандидатов объявили в КПРФ, которая сейчас имеет в районных советах только 44 депутата. Для 1,5 тыс. кандидатов, среди которых и одобренные местными отделениями непартийные левые активисты, проведут пять занятий. Набор кандидатов при этом продолжится, уточнили в партии.

Образовательную онлайн-платформу открыли и «Новые люди», которые собираются сформировать команды кандидатов уже к марту. В пресс-службе столичного отделения партии “Ъ” сообщили, что к обучению приступили 730 человек, заявок подано более 1 тыс., а всего партия рассчитывает обучить 2–3 тыс. человек. В «Новых людях» не уточнили, сколько учеников имеют партбилеты, рассказав только о критериях отбора заявок, среди которых «узнаваемость среди жителей» и «активная общественная деятельность в своем районе».

Чуть раньше о наборе кандидатов объявили в «Яблоке», взявшем 176 мандатов на муниципальных выборах в 2017 году. Напомним, предыдущая кампания либеральной оппозиции координировалась проектом Дмитрия Гудкова и Максима Каца «Объединенные демократы». Политики отбирали, обучали и сопровождали кандидатов на выборах, если они шли самовыдвиженцами, либо направляли их в «Яблоко». Из почти тысячи «выпускников» проекта мандаты получили 226 человек, но часть из них позже размежевалась с выдвинувшими их партиями.

В этом году «яблочники» тоже набирают непартийных кандидатов, но тщательнее проверяют их взгляды на соответствие «программе и идеологии партии», рассказал “Ъ” глава округа Якиманка Андрей Морев: «Это не дает 100-процентной гарантии, что потом депутата не запугают, не перекупят, но гарантирует более высокие стандарты отбора и повышает связь будущих депутатов с партией». Более строгий отбор скажется на количестве кандидатов: «Яблоко» рассчитывает набрать 500–600 человек, сообщил “Ъ” лидер партийной фракции в Мосгордуме Максим Круглов. Критериями отбора будут «активность в районе» и «бэкграунд». Часть кандидатов партия направит в собственную школу мундепов, где уже прошли обучение 350 человек.

Сеть непартийных школ тоже расширяется.

Недавно стартовал онлайн-проект политолога Петра Милосердова, который обещает отправлять ученикам задания ежедневно. Школу, которая ближе к выборам трансформируется в штаб, открыл экс-кандидат в Мосгордуму Роман Юнеман, но набирать он будет сторонников по правым взглядам. Предполагается, что обучение в школе пройдут 400–500 человек, а около 100 из них смогут зарегистрироваться кандидатами, сказал “Ъ” господин Юнеман. Упор он хочет сделать на Новую Москву и Чертаново, но поможет и командам в других округах. Остальные кандидаты в ходе кампании получат рекомендации через онлайн-платформу.

Непартийные проекты работают по разным схемам: одни нацелены только на обучение, другие обещают сопровождение на выборах, третьи хотят укрепить и расширить свои команды и ориентированы на конкретные районы. Среди школ, которые могут выпустить больше всего кандидатов, «Депутатская академия»: обучение в ней прошли 500 человек, и 700 могут быть готовы к старту кампании, сказал “Ъ” депутат района Останкино Сергей Цукасов. Масштабную кампанию от «Городских проектов» запланировал и Максим Кац, в планах которого выдвижение 1 тыс. кандидатов. Сейчас он создает новые отделения «Проектов» и ведет переговоры с районными командами депутатов.

При этом большинство опрошенных “Ъ” руководителей школ и депутатов говорят, что пока не координируются между собой и не составляют планы по возможным коалициям в районах, но либо рассчитывают на это, либо не исключают подобных договоренностей в будущем.

Создание коалиций было бы оптимальным решением для оппозиции, но для этого нужен медиатор, считает политолог Алексей Макаркин: «В 2017 году решения принимали Гудков и Кац, а кто будет решать сейчас? На выборах в Госдуму по некоторым округам оппозиция так и не договорилась. Другая проблема — в отсутствии объединяющих центров. КПРФ — идеологическая партия, к тому же парламентская, и не выдвинет активистов, которые покажутся неприемлемыми. "Яблоко" — тоже идеологическая партия, и с частью активистов она разругалась. Так что возможны только локальные переговоры».

Из-за споров оппозиция породила феномен множества муниципальных школ, а к этому процессу присоединились активизировавшиеся за пять лет левые, а также политики, попытавшиеся объединить национальную и демократическую идеи, продолжает господин Макаркин: «В итоге внутри оппозиции усилилась конкуренция: сейчас им сложнее сделать общий список. В этой ситуации повышаются шансы на победу у сторонников власти и у КПРФ: она стала более популярной среди либеральных избирателей, которые раньше за коммунистов не голосовали».

Кира Хейфец

Вся лента