«Омикрон» оставил бизнес без рук

Почему у сотрудников пропала мотивация выполнять работу за заболевших коллег

Работодатели столкнулись с дефицитом кадров и падением выручки из-за волны «омикрона». Как рассказали “Ъ FM” в московских компаниях, в последние недели из-за положительного теста на COVID-19 больничный взяли от 20% до 80% сотрудников. Их работу частично возложили на коллег. Но производительность все равно страдает: спектр услуг приходится временно сокращать, а сроки их оказания увеличивать.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

По словам руководителей российских компаний, по итогам февраля их бизнес может недополучить 20% выручки:

Андрей Хохрин, глава инвесткомпании «Иволга Капитал»: «На прошлой неделе болело треть сотрудников. Я стараюсь людей не трогать, если они не могут постоянно быть на связи из-за плохого самочувствия. У нас очень ответственные сотрудники. Они выполняют важные функции, но работа заболевших переходит на какого-то другого сотрудника. Стараемся уменьшать количество операций, избавляясь от того, что не является злободневным. При этом для эмитентов облигаций, с которыми мы работаем, для инвесторов, думаю, не изменилось абсолютно ничего. К тому же, каким-то чудом фронт-офис наш полностью работает, а вот операционный отдел полег».

Ксения Рясова, гендиректор Finn Flare: «Болеют 50% сотрудников. При этом положительный ПЦР-тест только у 5%. Бывают такие ситуации, когда магазин просто некому открыть, все заболели. Мы вызываем на подработку сотрудников из других магазинов, они выходят с коэффициентом по оплате».

Тамара Нехорошева, сооснователь химчистки-прачечной «Акварели»: «100% сотрудников привиты. Но это ничего не меняет. А поскольку мы микропредприятие, история с заменой очень сложная. У сотрудника обязательно должен быть QR-код, санитарная книжка. Иногда я и сама подключаюсь. Сижу, принимаю заказы, консультирую клиентов, приходится и увеличивать сроки. Экспресс-чистки нет, мы ее временно отменили, потому что на эту услугу не хватает ни времени, ни рук».

Наталья Линькова, основательница сервиса «Бабушка на час»:«27 января было порядка 50 запросов предоставить няню на срочные замены. Летом у нас в месяц было три-четыре замены и десяток заявок с просьбой найти няню на две недели, пока родители находятся на карантине, но при этом остаются на удаленной работе. Даже временно, а уж тем более в семьи, которые болеют, найти человека, кто не боится выйти, очень сложно».

Игорь Стоянов, основатель сети салонов красоты «Персона»: «Болеют около 80% — и администраторы, и клиенты, и сами мастера. У нас многие работают сдельно, неделю болеют, потом возвращаются. Дефицит рабочей силы остается, поэтому новых сотрудников взять негде. Салоны укомплектованы мастерами где-то на 50%. Пока переживаем спад — и по клиентам, и по финансам, и по работе. Делали опрос по ассоциации: минус 20% от выручки».

Как отмечают эйчар-специалисты, нехватку рабочих рук в условиях вспышки коронавируса работодатели пытаются решать наймом временных работников, например, из числа самозанятых.

Но такой сценарий подходит не всем: особенно сложно приходится банкам и застройщикам, говорит гендиректор кадрового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова: «Отрасль строительства подкосило очень сильно. Людей нет ни в офисах, ни на стройке. Болеют и главные инженеры, и руководители проекта, и инженеры. Даже крупные строительные компании и девелоперы перевели сотрудников на домашний режим работы.

Банковская отрасль тоже перешла в онлайн. Тем не менее, мы видим, что в кредитных организациях не хватает специалистов именно во фронт-офисах. Здесь как раз работодатель не может привлекать самозанятых или кого-то на консалтинг, потому что банки работают с персональной информацией. Поэтому они и вынуждены были сокращать рабочий день специалистов, так как физически некому выйти в офис и обслуживать клиентов.

Затраты для работодателя выросли, при этом глобальная работа не выполняется, где-то компания теряет прибыль, оплачивает сотруднику больничный, так как на самом деле многие болеют. Еще работодатель вынужден помимо постоянной зарплаты, которую он платит, привлекать людей со стороны. А фонд оплаты труда — это самые большие затраты. Работодатель сейчас сверхурочно оплачивает здоровым сотрудникам дополнительную работу. Думаю, что затраты фонда оплаты труда выросли на 30% за последний месяц. Но если раньше люди готовы были и работать сверхурочно, и чтобы им не доплачивали, то сейчас у самих соискателей, сотрудников поменялось отношение в принципе к своему здоровью. Люди стали более бережно к этому относиться. Приоритет сместился в сторону комфортности, жизненного баланса.

Многие уже не готовы выполнять дополнительную работу, даже если им ее оплачивают. Поэтому работодатели столкнулись с тем, что надо искать новые инструменты мотивации сотрудников, которые фактически выгорели за два года пандемии».

Волна «омикрона» усилила кризис на рынке труда и в других странах. Как пишет Financial Times, в США от дефицита рабочей силы особенно пострадали авиакомпании, ритейлеры, школы и больницы. А Goldman Sachs Bank, к примеру, за последний месяц несколько раз продлевал для сотрудников режим удаленки.

Елизавета Скобцова

Вся лента