Обновлено 12:40

Умеренная заоблачность

«Ростелеком» покупает игровую платформу

«Ростелеком», по данным “Ъ”, получит контроль в сервисе облачного гейминга GFN.ru, который работает на серверах и технологии американской Nvidia. При этом доля контролирующего сейчас компанию холдинга SFI Саида Гуцериева снизится до 25%. По экспертной оценке, инвестиции «Ростелекома» в проект могут составить около 1,5 млрд руб. Привлеченные средства позволят GFN.ru закупить дополнительное оборудование и выйти за рубеж. «Ростелекому» новый актив поможет занять лидирующие позиции на одном из самых быстрорастущих рынков, считают эксперты.

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

«Ростелеком» покупает контроль в сервисе облачного гейминга GFN.ru (ООО «Регион Эстейт»), который входит в холдинг «ЭсЭфАй» (SFI, ранее «Сафмар финансовые инвестиции»), рассказали два источника “Ъ”, знакомые с ходом сделки. Сейчас, по данным «СПАРК-Интерфакс», 51% компании у SFI и 49% — у исполнительного директора Павла Троицкого. В рамках сделки будет проведена допэмиссия долей ООО «Регион Эстейт», которая будет оплачена новым участником, следует из данных финансового аудита «ЭсЭфАй» от 20 декабря 2021 года (есть у “Ъ”).

В результате сделки доля нового участника составит 51%, а SFI — 25%. У господина Троицкого останется 24%.

Полученные в рамках сделки средства частично будут направлены на погашение прав требования SFI по займам «Регион Эстейт» на сумму 1,25 млрд руб. Большую часть займа компания уже покрыла из собственных средств, а капитал привлекается для закупки новых серверов и выхода сервиса за рубеж, говорят собеседники “Ъ”. По оценке основателя портала rawg.io Гаджи Махтиева, стоимость GFN.ru сейчас порядка 3 млрд руб.: «Вложения "Ростелекома" могут составить 1,5 млрд».

Представитель SFI подтвердил “Ъ”, что переговоры по этой сделке идут: «Предполагается, что после ее завершения SFI будет владеть крупной долей в ООО "Регион Эстейт" и продолжит работать над проектом вместе с новым инвестором и менеджментом». Появление партнера в одном из активов холдинга полностью соответствует стратегии, уточнили в SFI. В «Ростелекоме» подтвердили планы по сделке. Его представитель добавил, что компания «считает перспективным сегмент облачного гейминга, который будет показывать хорошие темпы роста в ближайшие годы». Павел Троицкий не стал комментировать детали сделки, но отметил, что сейчас гейминг становится точкой роста для всех телеком-игроков.

Группа «Сафмар» запустила GFN.ru, вложив в него более 1 млрд руб., в октябре 2019 года (см. “Ъ” от 3 октября 2019 года). Технология GFN.ru позволяет запускать компьютерные игры напрямую из облачных серверов, в том числе на старых ноутбуках на базе Windows и macOS. По итогам 2020 года выручка GFN.ru составила 177 млн руб., убыток — 382 млн руб.

GFN.ru имеет убыток, хотя работает на готовом решении Nvidia и не инвестирует в собственную разработку, отмечает основатель Loudplay Виталий Стародубов: «Проблема в том, что у компании сложная бизнес-модель: существенная часть инфраструктуры предоставляется пользователям на бесплатных тарифах, а монетизация через безлимитные тарифы в размере 999 руб. в месяц выглядит, на мой взгляд, нерентабельно». В конце 2021 года My.Games повысила стоимость безлимитных тарифов почти в три раза — до 3,5 тыс. руб. в месяц, говорит господин Стародубов. Он считает, что после сделки GFN.ru повысит тарифы.

Россия входит в топ-10 крупнейших рынков видеоигр и киберспорта, говорит основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев. В 2020 году объем российского рынка облачного гейминга, по оценке PWC, составил $4,6 млн. «Его большая доля приходится на GFN.ru, которая активно продвигает свой сервис и работает почти со всеми крупными операторами связи»,— отмечает господин Соловьев. Сейчас «Ростелеком» конкурирует в сегменте облачного гейминга с профильным подразделением VK (My.Games), МТС (работает на базе с GFN.ru) и «Сбером» (сервис SberPlay).

По итогам сделки «Ростелеком», очевидно, планирует стать лидером российского облачного гейминга, уверен господин Соловьев.

Развитием сегмента интересуется и государство. Так, согласно разработанной «Ростелекомом» и АНО «Диалог» «дорожной карте» «Новые коммуникационные интернет-технологии», правительство к 2030 году увеличит объем экспорта отечественных сервисов облачного гейминга с $2,9 млн в 2020 году до $160 млн в 2030 году (см. “Ъ” от 2 августа 2021 года).

Татьяна Исакова, Никита Королев, Илья Усов

Вся лента