Смольный предупредили, но не вооружили

Компания-перевозчик говорила о рисках возникновения «мусорного» коллапса

Как стало известно “Ъ”, компания «Автопарк № 6 "Спецтранс"» уведомляла городские власти о грядущих трудностях с вывозом отходов в некоторых районах города в связи со стартом «мусорной» реформы. При этом жилищная инспекция продолжает проверки состояния контейнерных площадок для сбора отходов, выписывая административные штрафы новому регоператору НЭО. Эксперты говорят о неизбежности возникновения подобных проблем на переходном этапе, с чем столкнулись все регионы России на старте реформы системы по обращению с отходами.

По мнению эксперта, неразберихи на переходном этапе «мусорной» реформы не удалось избежать никому, кроме Москвы

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Компания «Автопарк № 6 "Спецтранс"», до 31 декабря 2021 года занимавшаяся транспортированием твердых коммунальных отходов (ТКО) с площадок в семи районах Санкт-Петербурга, заблаговременно уведомила город в лице губернатора Александра Беглова, профильного вице-губернатора и соответствующих председателей комитетов, ответственных за коммунальный комплекс, о рисках возникновения мусорного коллапса и возможном срыве графиков вывоза на конкретных территориях, сообщила пресс-служба компании. В «Спецтрансе» подчеркнули: «Нам было очевидно, что мощности нового перевозчика не могут обеспечить нормальный вывоз отходов, закономерно возросший в новогодние праздники».

Также АО «Автопарк № 6 "Спецтранс"» в течение первого квартала 2022 года намерено вывезти более 20 тыс. принадлежащих ему контейнеров для мусора с бывших адресов обслуживания. Причем делается это по прямому требованию АО «Невский экологический оператор» (НЭО, новый региональный оператор Санкт-Петербурга по обращению с отходами), что подтверждается письмом от главы НЭО в адрес руководства «Спецтранса». В частности, в документе утверждается, что контейнеры и бункеры, принадлежащие перевозчику, с 1 января будут признаны регоператором «несогласованными к размещению». Также руководитель НЭО попросила в срок до 23:00 31 декабря освободить контейнерные площадки от бункеров, принадлежащих компании-перевозчику. Просьба была подкреплена уведомлением, что в случае ее невыполнения НЭО оставляет за собой право организовать освобождение мест накопления отходов от контейнеров «Спецтранса» самостоятельно, а понесенные затраты — возложить на «Спецтранс». Сторонам удалось договориться о продлении срока, пояснили в пресс-службе перевозчика.

В соответствии с итогами конкурса по выбору компаний по транспортированию отходов, проведенного НЭО, заявка АО «Автопарк № 6 "Спецтранс» была признана несоответствующей (см. “Ъ” от 24.11.21). Тем не менее организация продолжала работать на территории города по всем обслуживаемым адресам (территории Красногвардейского, Невского, Калининского, Приморского, Выборгского, Петроградского, Центрального районов) в соответствии с графиком до 23:59 31 декабря 2021 года, подчеркнули в пресс-службе.

«Наша техника оснащена системами слежения и диспетчеризации, и соответствующие данные о движении мусоровозов от контейнерных площадок до объектов размещения отходов в полном объеме хранятся в компании и могут быть предоставлены по запросу в случае необходимости»,— отметили в компании.

В рамках съема контейнерного парка, который является собственностью «Автопарка № 6 "Спецтранс"», и в соответствии с внутренним планом предприятия компания забирает весь мусор, которым жители наполнили баки, и вывозит его на полигоны за собственные средства, не опорожняя их непосредственно на местах, утверждают в пресс-службе.

Ранее, в сообщениях НЭО и комитета по природопользованию, отмечалась роль в возникших трудностях «предыдущих перевозчиков, недобросовестно подошедших к исполнению своих обязанностей в последние дни 2021 года». «Некоторые исполнители, вопреки договорным обязательствам, закончили свою работу еще 27 декабря», что «привело к чрезмерному накоплению отходов», отмечалось в сообщениях (см. “Ъ” от 10.01.2022).

В комитете по природопользованию, куда “Ъ” обратился с просьбой прокомментировать сложившуюся в городе ситуацию с вывозом отходов, не дали никаких разъяснений.

Сотрудники Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по состоянию на 10 января проверили более 1290 многоквартирных домов, обслуживаемых 33 государственными, 56 частными управляющими компаниями и 74 ТСЖ и ЖСК. В 29% случаев были выявлены нарушения. «За выявленные нарушения должностные и юридические лица будут привлечены к административной ответственности, в том числе и "Невский экологический оператор" — компания, которая с 1 января 2022 года является ответственной за вывоз твердых коммунальных отходов в Санкт-Петербурге»,— отмечается в сообщении инспекции.

Наталья Беляева, эксперт Научно-технического совета Росприроднадзора РФ, считает, что старт реформы в Петербурге далек от негативного. «Реформа отрасли — это не передел контрактов между перевозчиками, это реально настройка системы, которой никогда ранее не существовало. Регоператору достался огромный город с несколькими тысячами контейнерных площадок, которые, с учетом скорости с которой проводились торги и последующая передача полномочий по перевозке, не то что осмотреть — подсчитать-то непросто. Поэтому точечные проблемы с вывозом (10–15% от всего количества контейнерных площадок), с которым столкнулся город,— это точно не причина заламывать в отчаянии руки»,— говорит эксперт.

Она оценивает происходящее в сфере вывоза отходов как вполне рабочую версию «первого блина, который, как водится, комом». По мнению эксперта, в Петербурге происходит следующее: некоторые операторы, осуществляющие вывоз до вступления в законную силу изменений, по разным причинам перестали выполнять свои обязательства еще до Нового года, снегопады естественно затруднили попадание мусоровозов к местам накопления, а некоторые адреса новые операторы-субподрядчики НЭО, осуществляющие вывоз, могли не учесть в логистике.

По словам эксперта, неразберихи на переходном этапе не удалось избежать никому, кроме Москвы. «Если бы Петербург начал с первых дней полученной отсрочки перестраивать территориальную схему, которая в настоящее время до сих пор замыкается на МПБО, а мы знаем, что это предприятие неконкурентно и в предбанкротном состоянии, то он не смог бы избежать проблем с вывозом мусора, но он смог бы избежать неудобного молчания в ответ на следующие вопросы: как город планирует утилизировать отходы, что с раздельным сбором, почему мы платим больше, а все по-прежнему едет на полигон, даже несмотря на то, что перед полигоном отходы нещадно сортируют»,— отмечает госпожа Беляева.

Вячеслав Калашников

Вся лента