Двести ящиков художников

Новый художественный проект Louis Vuitton

В доме-музее Louis Vuitton в парижском пригороде Аньер открылась выставка «200 сундуков 200 мифотворцев», посвященная 200-летию Луи Виттона (1821–1892). Марка пригласила к заочному соревнованию художников со всего света. Франция, Париж, Аньер — первый адрес выставки. Следующие ее остановки — Нью-Йорк, Токио, Лондон. Она завершится благотворительной продажей на Sotheby’s.

Праздничный торт к 200-летию Луи Виттона. Первый экспонат выставки был собран юными художниками из кубиков Lego

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

В честь юбилея основателя марки Louis Vuitton, прославившейся в наши дни музеями, культурными инициативами и друзьями-художниками, был задуман проект LV200, объединивший 200 человек. Не только художников, но и дизайнеров, модельеров, музыкантов, философов, инженеров, путешественников. Во всем, кроме темы и размера (работа должна укладываться в 50 x 50 x 100 см первого виттоновского сундука-чемодана), авторам дали почти полную свободу: техники, способа изложения и материала. Это могли быть живописные изображения, диорамы, марионетки кукольного театра, архитектурные макеты, произведения видеоарта.

Пришедшие со всех концов света работы собраны в выставочных залах, открытых несколько лет назад в Аньере — на территории семейного дома Виттонов и их фабрики. Здания были построены рядом, на старинный манер, когда хозяева жили там, где работали. Фабрика открыта до сих пор, здесь расположено производство по специальным заказам, а особняк стал домом приемов. Попасть сюда любопытствующим можно только в периоды выставок вроде нынешней.

Когда 200 одинаковых по размерам ящиков разложены на стеллажах, это производит впечатление склада, хотя и склада художественного. Из работ, точно из кубиков, выстроены конструкции, но каждый из артистических сундуков борется за внимание зрителя. Лучше всего это должно удаваться видео, но видеоящиков уж слишком много. Среди подмигивающих и кривляющихся сундуков больше внимания привлекают работы спокойные, статичные и на первый взгляд традиционные. Хотя в каждой есть игра.

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Художник Жан-Мишель Отоньель, известный своими скульптурами из цветного муранского стекла, сложил сундук из полупрозрачных кирпичиков. Здесь множество смыслов — он закрыт, но прозрачен, монументален, но хрупок. Астролог Сьюзан Миллер выстроила в своем ящике модель Солнечной системы на момент рождения Виттона. Она доказывает, что 4 августа 1821 года в три часа утра Сатурн и Марс, Плутон и Венера стояли над колыбелью основателя дома. Согласно составительнице модных гороскопов, Солнце во Льве и Венера в Деве обещали новорожденному Луи ровно все, что потом сбылось. Достойный образец заранее обеспеченного результатом предсказания. Историк моды и музейный куратор Памела Голбин поставила рядом две контурные фигурки, изобразив себя в компании нарядного Луи Виттона в красном пальто и с драгоценной сумкой в интерьерах старинной фабрики. Француз Франки Запата, создатель «летающей доски» Flyboard с реактивным мотором, который не так давно пересек на ней Ла-Манш, изготовил настоящий «сундук-самолет» прямо из сказки Андерсена. Экскурсоводы извиняются, что не могут привести в действие двигатели — работа получилась в прямом смысле мощной. Философ и университетский профессор Скотт Барри Кауфман перевязал ремнем Louis Vuitton толстенную рукопись — свой «Манифест гуманоцентрического образования». Не знаю, предполагал ли автор такую интерпретацию, но ремень, несомненно, хороший способ втолковать подрастающему поколению основы философии. В отдельной комнате, с панелями на стенах на манер студии, стоит сундук, выполненный британским диджеем и продюсером Benji B, три года назад ставшим музыкальным директором Louis Vuitton. В сундуке — механизм из «джук-бокса» 1960-х, готовый по вашему выбору поставить и проиграть виниловую пластинку на 45 оборотов.

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Среди участников LV200 и наши соотечественники из Recycle Group, представившие свой сундук в виде таинственного «Нулевого острова» на 0 градусах северной широты и 0 градусах восточной долготы. Поскольку неверно введенные данные GPS автоматически заменяются этими «нулевыми координатами», цифровой остров стал местом виртуального паломничества. Андрей Блохин и Георгий Кузнецов предполагают устроить там выставочный зал для работ «дополненной реальности».

До начала марта Нулевым островом будет Аньер, затем выставка погостит в Нью-Йорке. Объехав мир, работы будут проданы на декабрьском аукционе Sotheby’s, а выручка пойдет на стипендии учащимся художественных вузов.

Алексей Тарханов, Париж

Вся лента