ВЭБу заняли место в вагоне

ОАО РЖД планирует увидеть госкорпорацию в числе акционеров

Актуальный финансовый план ОАО РЖД подтвердил актуальность концепции привлечения в капитал монополии ВЭБ.РФ, одобренной правительством еще в 2020 году. В 2022–2023 годах госкорпорация может сделать это на исходно утвержденных условиях: приобрести привилегированные акции на 82 млрд руб., получив со своей стороны 30 млрд руб. бюджетных инвестиций. С момента установки этих параметров инвестпрограмма ОАО РЖД, на покрытие дефицита которой и направлена мера, резко выросла. Но аналитики сомневаются, что участие ВЭБ.РФ возрастет.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Первый заместитель гендиректора ОАО РЖД Вадим Михайлов сообщил, что в проекте финансового плана ОАО РЖД на 2022–2024 годы, который был рассмотрен правительством, предусмотрено вхождение ВЭБ.РФ в капитал монополии в 2022–2023 годах.

Эта идея появилась еще в 2020 году. Тогда предполагалось, что в 2022 году ВЭБ.РФ приобретет допэмиссию привилегированных акций ОАО РЖД на 82 млрд руб. со льготным периодом по выплате дивидендов за годы, предшествующие 2025 году, нормативную базу для этого планировали разработать еще в первом полугодии (см. “Ъ” от 21 декабря 2020 года).

Собеседники “Ъ” рассказывали, что представительство ВЭБа в совете директоров ОАО РЖД будет заметно шире, чем предполагает взнос: до пяти кресел.

Средства должны были пойти на финансирование проектов ОАО РЖД в рамках комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ). А чтобы ВЭБ.РФ сохранил достаточность капитала, планировалась его докапитализация на 30 млрд руб. в 2025–2026 годах.

Привлечение ВЭБ.РФ было частью разветвленного плана покрытия дефицита трехлетней инвестпрограммы, включавшей в себя в том числе точечные тарифные решения (см. “Ъ” от 2 декабря), субсидию на 140 млрд руб. на Московский транспортный узел (см. “Ъ” от 30 ноября) и другие мероприятия. Но тогда инвестпрограмма на 2022 и 2023 год составляла 807,4 и 760,6 млрд руб. соответственно, тогда как сейчас она существенно выросла — на 26% и 50%, или до 1,018 и 1,138 трлн руб. соответственно. При этом запланированная ранее продажа активов на 93 млрд руб. не состоялась.

Тем не менее параметры вхождения ВЭБ.РФ в капитал ОАО РЖД, анонсированные ранее, не изменились, уточнил господин Михайлов.

В ВЭБ.РФ от комментариев отказались, в Минэкономики и Минфине не ответили на запрос “Ъ”.

Всего на 1 декабря у ОАО РЖД 150 млн привилегированных акций номиналом 1 тыс. руб., это 5,9% уставного капитала. Все они принадлежат ФНБ, имеют фиксированную доходность 2,98%. По обыкновенным акциям монополия дивиденды не платит. По итогам 2020 года на привилегированные акции стоимостью 110 млрд руб. были выплачены дивиденды в 4 млрд руб. Проект финплана, который видел “Ъ”, предполагает вознаграждение акционерам в 2022–2024 годах в 4,5 млрд, 5 млрд и 6,5 млрд руб. соответственно. Исходя из сегодняшних параметров дивиденды на акции ВЭБ составляли бы порядка 2,4 млрд руб. в год.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что привлечение средств от ВЭБ.РФ через продажу привилегированных акций, не приводящее к увеличению долговой нагрузки, наиболее комфортно для ОАО РЖД, а самому институту развития целесообразно и выгодно расширять сотрудничество с учетом целого спектра совместных проектов с монополией. Сумма вряд ли будет увеличена с учетом ожиданий ВЭБ.РФ в отношении доходности инвестиций и наличия периода, в течение которого дивиденды не выплачиваются, полагает он.

Однако это не исключает продажи нового пакета в будущем, особенно если будет снята оговорка о периоде, в течение которого дивиденды не выплачиваются, считает господин Бурмистров. Он добавляет, что привилегированные акции как инструмент, вероятнее всего, в дальнейшем будут применяться для финансовой поддержки ОАО РЖД более широко.

Наталья Скорлыгина

Вся лента