Wildberries отсортирует партнеров

Маркетплейс разгрузит свои склады за счет продавцов

Wildberries запустил программу партнерских сортировочных центров. Продавцы маркетплейса, у которых есть свои небольшие склады, смогут заработать на обработке заказов других контрагентов интернет-площадки. Это позволит Wildberries разгрузить собственные логистические объекты, говорят эксперты. Но они предупреждают о потенциальных рисках из-за появления в цепочке доставки нового звена.

Фото: www.wildberries.ru

О запуске программы “Ъ” рассказали в самом Wildberries. Ее участниками могут стать продавцы площадки, у которых есть свои склады площадью не менее 500 кв. м. Партнеры должны будут принять товар, отсортировать его, а также обеспечить временное хранение и дальнейшую отгрузку. За каждую обработанную единицу товара партнер получит 4 руб. Он должен будет компенсировать затраты, если по его вине товар другого продавца будет утерян или испорчен.

Первые три сортировочные центра (СЦ) по новой модели уже запущены в Москве, еще несколько в ближайшие дни заработают в Подмосковье, сообщили в Wildberries. В перспективе планируется открыть десятки партнерских СЦ в разных регионах России.

Wildberries — крупнейший маркетплейс в России. По итогам девяти месяцев этого года оборот вырос на 89% год к году, до 538,9 млрд руб. По данным на 1 декабря 2021 года, через маркетплейс свои товары продают более 450 тыс. предпринимателей. Сейчас, по собственным данным, у Wildberries в разных регионах десять крупных складских комплексов и около 100 дополнительных сортировочных центров общей площадью 720 тыс. кв. м.

В компании отмечают, что первыми из крупных участников российского рынка e-commerce запустили партнерскую модель работы СЦ, что позволит ускорить обработку и доставку заказов. В «Яндекс.Маркете» говорят, что с 2020 года развивают сортировочные центры в партнерстве с логистическими операторами. В «AliExpress Россия» сообщили “Ъ”, что также рассматривают микроформат партнерских сортировочных центров. У компании уже есть предложения от заинтересованных партнеров.

По словам исполнительного директора фулфилмент-оператора Reworker Алексея Жукова, новая модель работы сортировочных центров — правильное направление для развития маркетплейса. «Так Wildberries хочет разгрузить свою складскую инфраструктуру. Это должно позволить избежать ситуаций, когда на ключевых объектах интернет-площадки товар продавцов лежит месяцами»,— объясняет он.

Татьяна Бакальчук, совладелица Wildberries, в интервью ТАСС в апреле 2021 года:

«Заниматься лишь логистикой — это unreal».

У Wildberries крупнейшая доля небольших продавцов, которым зачастую тяжело самостоятельно заниматься логистикой, что приводит к жалобам на очереди на складах и трудновыполнимые требования по приемке, объясняет партнер Data Insight Борис Овчинников: «Если проблема частично будет решаться через превращение опытных селлеров маркетплейса в посредников, помогающих менее опытным в обработке заказов, то у такого проекта могут быть перспективы». В будущем такие небольшие партнерские СЦ позволят компании расширить предложение в сегменте экспресс-доставки, в том числе по франчайзинговой модели, не исключает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, приводя в пример недавно запущенную франшизу «Яндекс.Лавки» в Сибири.

Однако появление нового звена в цепочке прохождения заказа, которым Wildberries напрямую не управляет, создает дополнительные риски, продолжает Борис Овчинников. Вряд ли маркетплейс сможет отдать партнерам обработку всех категорий заказов — например, с дорогими товарами это может создавать дополнительные риски в части ответственности за их потерю и повреждение, соглашается Михаил Бурмистров.

Собеседник “Ъ” на рынке называет инициативу Wildberries рискованной, так как магазинам нет смысла обслуживать своих конкурентов, а также им потребуется серьезная экспертиза в логистике. Алексей Жуков обращает внимание, что заявленная ставка оплаты за обработку заказа выглядит довольно низкой, а для крупной бытовой техники она будет даже ниже себестоимости.

Дмитрий Шестоперов

Вся лента