На что жалуетесь?

Пять самых распространенных нарушений прав пациента

Люди, обращающиеся к врачу, часто интуитивно чувствуют — что-то не так. Но чем именно плохи (если не считать облезлых стен и бытовой невежливости) предоставляемые медицинские услуги, многим пациентам сформулировать трудно. Чтобы гражданам легче было понять, какие именно их права нарушены в медицинских учреждениях, Русфонд попросил Юлию Павлову, медицинского юриста, доцента кафедры медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, назвать наиболее распространенные нарушения.

Наталья Волкова, корреспондент «Русфонда»

Фото: Из личного архива

Во-первых, пациент зачастую не получает гарантированный государством объем медицинской помощи. Это объяснимо. С одной стороны, медики в силу загруженности или халатности не успевают следить за ежегодно обновляющейся программой госгарантий. Иногда пациенты лучше медиков осведомлены, что именно они могут получить от государства бесплатно. С другой стороны, объем помощи зависит от финансирования, а бюджеты многих регионов и отдельных государственных медицинских учреждений заведомо сверстаны так, что не покрывают государственных гарантий. Часто врачи на местах не выписывают пациентам бесплатные лекарства, потому что знают: этого бесплатного лекарства в аптеке нет или руководство прямо или косвенно «попросило» экономить. Немногим врачам хватает духу оспаривать такие распоряжения. Что делать пациентам? Покупать лекарства за свой счет. И жаловаться.

Система подачи жалоб, точнее, надзора и контроля за соблюдением прав в медицинской отрасли, у нас в стране, по словам Юлии Павловой, разветвленная: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, минздравы, органы прокуратуры, страховые компании. Если жалоба не помогает или помогает недостаточно, гражданин может подать в суд.

— В последнее время я и мои коллеги наблюдаем устойчивую тенденцию: Верховный суд встает на сторону пациента,— говорит Юлия, ссылаясь на судебную практику.

Однако до Верховного суда добираются самые уязвленные или самые упрямые: мать, потерявшая сына-кормильца из-за врачебной ошибки; вдовец, который хочет вернуть деньги, потраченные из собственного кармана на дорогие лекарства для умершей от рака жены; дочь, оставшаяся без отца из-за неправильно поставленного диагноза и, соответственно, неправильного лечения.

Во-вторых, часто медицинские организации не соблюдают сроки диагностики и лечения. Допустим, в поликлинике сломался маммограф или аппарат ультразвуковой диагностики. Пациентам приходится ждать его замены или ремонта — так создается очередь, ожидание растягивается. А время в медицине — понятие клинически значимое. Поэтому больные снова платят за то, что имеют право получить бесплатно. Те, у кого есть возможность, конечно.

В-третьих, к сожалению, не все медики знают, что такое врачебная тайна. В случае с социально значимыми заболеваниями (ВИЧ, гепатит, туберкулез) ее разглашение, даже невольное — по небрежности, а не по злому умыслу,— может с большой долей вероятности привести к дискриминации пациента, к ухудшению качества его жизни.

В-четвертых, медицинские администраторы нередко необоснованно отказываются прикреплять пациентов к поликлинике. Мотивируют чаще всего тем, что у гражданина, дескать, медицинский страховой полис оформлен в другом регионе. В этом случае средства за оказание медпомощи конкретному больному будут доходить до медучреждения с задержкой. Однако закон не запрещает встать на учет в поликлинике по месту фактического проживания, регистрация полиса ОМС или самого гражданина тут не нужна.

В-пятых, медработники часто считают информированное добровольное согласие пациента пустой формальностью, отказываются предоставить информацию о состоянии здоровья пациенту или его законным представителям. У докторов много дел, которые осложняются бумажной работой, однако человек всегда имеет право узнать, что с ним происходит и как его лечат.

Наталья Волкова, корреспондент Русфонда

О Русфонде

Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года для помощи авторам отчаянных писем в “Ъ”. Проверив письма, мы размещаем их в “Ъ”, на сайтах rusfond.ru, kommersant.ru, в эфире телеканала «Россия 1» и радио «Вера», в социальных сетях, а также в 141 печатном, телевизионном и интернет-СМИ. Возможны переводы с банковских карт, электронной наличностью и SMS-сообщением, в том числе из-за рубежа (подробности на rusfond.ru). Мы просто помогаем вам помогать. Всего собрано свыше 16,769 млрд руб. В 2021 году (на 11 ноября) собрано 1 270 181 608 руб., помощь получили 1232 ребенка. Русфонд — лауреат национальной премии «Серебряный лучник» за 2000 год, входит в реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг. В 2020 году Русфонд получил грант Фонда Владимира Потанина, а также президентские гранты на издание журнала Кровь5 и развитие Национального РДКМ. Президент Русфонда Лев Амбиндер — лауреат Государственной премии РФ.

Адрес фонда: 125315, г. Москва, а/я 110;

rusfond.ru; e-mail: rusfond@rusfond.ru

Приложения для айфона и андроида rusfond.ru/app

Телефон: 8-800-250-75-25 (звонок по России бесплатный), 8 (495) 926-35-63 с 10:00 до 20:00

Вся лента