Операторы не видят себя по телевизору

К предустановке российского софта возникли вопросы у связи

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) изучит порядок предустановки отечественных видеосервисов на ввозимые в страну Smart TV и другие гаджеты. Поводом стала жалоба МТС, «МегаФона», «Вымпелкома», «ЭР-Телекома» и «Триколора» на то, что из всех сервисов в перечень обязательных для предустановки попал только Wink от «Ростелекома». Операторы просят расширить перечень и утвердить понятные критерии для отбора.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

ФАС планирует на ближайшем экспертном совете по развитию конкуренции в области информационных технологий рассмотреть обращение операторов связи по вопросу отбора видеосервисов для предустановки на Smart TV и другие устройства, рассказали “Ъ” в пресс-службе ведомства, не уточнив дату заседания.

МТС, «МегаФон», «Вымпелком», «ЭР-Телеком» и «Триколор» обратились (копия письма есть у “Ъ”) к руководителю ФАС Максиму Шаскольскому еще в мае. Они обратили внимание, что в 2021 году ни один из операторских онлайн-видеосервисов, за исключением Wink «Ростелекома», не вошел в перечень обязательных для предустановки. Операторы формируют цифровую среду, инвестируют в развитие онлайн-платформ и производство кино и сериалов, отмечают компании и просят «совершенствовать процедуру отбора» приложений для предустановки, утвердить «прозрачный механизм» и расширить перечень обязательных видеосервисов с 10 до 20.

По закону производители смартфонов, планшетов, компьютеров и телевизоров Smart TV должны предустанавливать на устройства разные классы российского ПО с 1 апреля. В перечень для предустановки на смартфоны вошли сервисы «Яндекса» и Mail.ru, «Госуслуги», Kaspersky Internet Security, Applist.ru. Для Smart TV перечень включает «Яндекс» и его «Кинопоиск», Wink, ivi, видеосервис «Первого канала», Okko Сбербанка, more.tv, Premier, «Смотрим», НТВ, Start.

Это не первая жалоба операторов по поводу исполнения закона. В январе МТС, «МегаФон», «Вымпелком», «ЭР-Телеком», «Триколор» и ТТК написали аналогичное обращение вице-премьеру Дмитрию Чернышенко (см. “Ъ” от 18 января). Сотрудники двух операторов сказали “Ъ”, что оно «не имело результата». В аппарате вице-премьера говорили, что перечень формирует Минцифры. В министерстве отказались от комментариев.

В «Ростелекоме» отмечают, что прирост пользователей определяется маркетинговыми активностями Wink, влияние предустановки «не является существенным». Ведущие производители Smart TV предустанавливали Wink и до вступления в силу закона, утверждают в компании.

Если Wink второй год подряд участвует в отборе ПО для предустановки, скорее всего, от этого есть «определенный эффект», считает директор по работе с госорганами «Триколора» Владимир Трунов.

«Триколор», по его словам, тоже участвует в отборе. «Но формирование перечня малопрозрачно: не ясны критерии отбора, а принятие решений на правительственной комиссии непублично»,— отмечает господин Трунов. По его мнению, перечень практически полностью состоит из аудиовизуальных сервисов, которые уже и так доминируют на рынке либо принадлежат компаниям с госучастием.

В МТС (развивает платформу Kion) также считают, что отбор следует сделать более прозрачным и необходимо расширить перечень видеосервисов для предустановки. Эту позицию разделяют в «Вымпелкоме». По мнению оператора, на российском рынке есть множество аудиовизуальных сервисов, которые достойны войти в этот список.

Между тем уже очевидно, что закон о предустановке оказался на практике не слишком эффективен: за полгода его действия роста использования отечественных приложений не наблюдается (см. “Ъ” от 7 октября). Большинство пользователей смартфонов Apple не скачивает из «окна выбора» отечественные приложения, а владельцы устройств Samsung и не знают о существовании на них обязательных сервисов, выяснило агентство Telecom Daily.

Анна Афанасьева

Вся лента