Не учите председателя

Коммунисты будут укреплять завоевания, которыми они недовольны

Центральный комитет КПРФ на субботнем пленуме решал, как партия будет «укреплять позиции», «завоеванные» на выборах, итогами которых коммунисты при этом недовольны. Они намерены дойти до Конституционного суда со своими претензиями к дистанционному электронному голосованию в Москве, которое, как они считают, лишило их победы в ряде одномандатных округов. Заодно рассмотрели и вопросы внутрипартийной дисциплины: руководство КПРФ призвало товарищей не учить Геннадия Зюганова, как ему общаться с президентом.

Открыл пленум первый вице-спикер Госдумы, первый зампред ЦК и руководитель центрального штаба КПРФ по выборам Иван Мельников. Он заявил, что коммунисты впервые за долгое время «вывели левую повестку в самый центр по-настоящему широкого общероссийского внимания» и «стали доминирующей надеждой общества на прекращение монополии партии власти». Компартия, считает господин Мельников, «заложила фундамент борьбы на нынешних выборах значительно раньше, чем был объявлен их старт»: это и кампания коммунистов за смену правительства (при этом и новый кабинет министров их разочаровал), и защита прав граждан в ходе пандемии (против принуждения к вакцинации), и отказ поддержать новую редакцию Конституции. На выборах от «доминирующей надежды» можно было бы ожидать впечатляющего результата, но в КПРФ считают, что реальные настроения общества на выборах оказались искажены. В доказательство Иван Мельников привел данные ВЦИОМа, согласно которым «Единая Россия» спустя неделю после выборов сохраняла рейтинг 29,5%, а у КПРФ он составил 23,3%. Отметим, что на выборах в Госдуму в голосовании по партспискам разрыв между партиями оказался существенно большим: ЕР получила 49,82% голосов, а КПРФ — 18,93%. Тем не менее господин Мельников считает результат КПРФ «лучшим в нынешнем веке в условиях смешанной системы выборов» (в 2011 году, когда Дума избиралась только по партспискам, КПРФ набрала 19,19% голосов).

Среди причин трагического несовпадения чаяний и результатов первый зампред ЦК называет трехдневное голосование, а также надомное и дистанционное электронное голосование, результаты которого в Москве КПРФ не признает. Партия, вероятно, будет готовить обращение в Конституционный суд, сообщил Иван Мельников: коммунисты, в частности, считают, что недопустимо использование для ДЭГ двух разных платформ. Организаторы ДЭГ в Москве, в свою очередь, не раз давали понять, что предусмотренная только столичной платформой опция переголосования не просто замедлила подведение итогов, но и дала части избирателей избежать административного давления, добавив голосов в том числе и коммунистам.

Напомним, для обращения в Конституционный суд в порядке абстрактного нормоконтроля нужно 90 подписей депутатов Госдумы. Во фракции КПРФ сейчас 57 членов, но в партии “Ъ” сказали, что могут обратиться за недостающими подписями к «Справедливой России — За правду» и ЛДПР. Правда, последняя, как правило, не поддерживает инициативы коммунистов. По словам секретаря ЦК КПРФ и депутата Госдумы Сергея Обухова, коммунисты могут пожаловаться в Конституционный суд и как участники судебного процесса: как раз сейчас рассматривается ряд их исков по поводу электронного голосования.

Иван Мельников не без удовольствия отметил, что коммунисты потратили на выборах меньше остальных парламентских партий — 178 млн руб. Отметим, согласно официальным отчетам, больше всего расходов во время думской кампании было у ЛДПР — почти 700 млн руб. (это предельно допустимая по закону сумма затрат из избирательного фонда).

В КПРФ намерены «не растерять» оказанное ей избирателями доверие: по словам господина Мельникова, «занять статичное положение сегодня невозможно», иначе «будет откат назад». Так, партийные отделения — особенно те, где результат «вялый»,— должны анализировать итоги выборов и наращивать подготовку наблюдателей, причем особенно в тех регионах, где выборы пройдут в следующем году. Помогут коммунистам, по его мнению, и отмечаемые в 2022 году юбилейные даты — 100-летие образования Советского Союза и Всесоюзной пионерии.

Еще одна задача — не отдавать новой парламентской партии «Новые люди» монополию на определенные темы, например, «вопрос укрепления финансовой базы регионов, который они видят каким-то своим козырем», подчеркнул Иван Мельников.

Вспомнил он и о критике в адрес лидера КПРФ Геннадия Зюганова и партийного руководства в целом: «Даже те ресурсы, которые сопереживали КПРФ на выборах, стали ретранслировать, что, дескать, Зюганов не сказал президенту про электронное голосование, что КПРФ всем довольна, что есть активные люди в партии, которые могли бы и одно и другое, а руководство партии не дает. Всю эту чепуху нужно выкидывать из повестки левых сил и четко расставлять точки над i». Что касается упомянутой встречи Геннадия Зюганова с Владимиром Путиным, господин Мельников заверил соратников: «Председатель партии абсолютно все сказал президенту, и нам вряд ли стоит учить его, в какой форме это делать».

На закрытой части пленума выступил глава московских коммунистов, депутат Госдумы Валерий Рашкин. Он рассказал “Ъ”, что посвятил свою речь критике электронного голосования в Москве, а также призвал не разделять представителей власти на хороших и плохих, а «бороться с ними со всеми». По словам другого участника пленума, в ответ зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин заметил господину Рашкину, что его доклад должен быть посвящен анализу прошедшей кампании, а не политическим оценкам. Сам господин Рашкин факт такой реакции на его выступление со стороны господина Кашина “Ъ” не подтвердил.

Заранее понятно, что Конституционный суд не удовлетворит чаяния коммунистов, но обозначение усилий без борьбы за результат — это линия КПРФ с 1996 года, полагает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Кто-то получает властную ренту, а кто-то борется за ренту оппозиционную, то есть за мандаты, но не за власть», — говорит политолог Константин Калачев, подчеркивая, что этим, собственно, системная оппозиция и отличается от внесистемной.

Мария Макутина

Вся лента