Носатый полоз

Звери с Ольгой Волковой

Ну вот зачем? Зачем рыбе зонтик? Зачем собаке пятая нога? Зачем змее нос? В смысле — зачем змее такой нос? Просто нос — понятно, он в той или иной форме нужен всем. Но большинство змей как-то обходится парой невыразительных дырочек-сопелок, и ничего другого сказать про их носы мы не можем. И вдруг среди сонма по сути безносых пресмыкающихся мы натыкаемся на нечто буратинообразное и замираем в недоверчивом восхищении. Потому что мы не понимаем, зачем скромной маленькой змейке понадобился такой вот нескромный и немаленький нос.

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Конечно, пока мы вот так стоим и недоумеваем, немедленно являются всякие специалисты, которые сообщают нам разные научные факты, важные, но разочаровывающие. Например: науке доподлинно известно, что это вовсе не нос, а просто сросшиеся щитки-чешуйки. Но зачем они так странно срослись? Вряд ли только для того, чтобы вызывать в нас недоумение: природа ничего не делает просто так, наверняка у змеиного «носа» есть некие полезные функции, просто для нас они неочевидны.

А я вот что вам скажу: если у кого впереди лица торчит что-то выдающееся, то это нос. И пусть им ничего не вынюхивают, пусть он гибок и подвижен, пусть он непонятно зачем существует — по моему мнению, это все равно нос. Недаром же его обладателя назвали длинноносым кустарниковым или же просто носатым полозом Буланже (Rhynchophis boulengeri). Какого такого Буланже? А бельгийского по рождению, но британского по жизни зоолога, ихтиолога и специалиста по розам Джорджа Буленджера. Который, видимо, до того как стать англичанином Буленджером, все-таки был франко-бельгийцем Буланже. И который эту змею не открывал, просто он был таким уважаемым ученым, что в его честь поназывали кучу разных гадов.

А еще носатого полоза можно называть ринхофисом — это от латинского названия. Но куда интереснее другие, придуманные народом, имена этой странной рептилии — кто–то зовет ее буратиной, кто-то зеленым единорогом, то-то змеей-носорогом… Хотя называть вот это вот «рогом» никак нельзя, потому что любой уважающий себя рог должен быть твердым и острым, а то, что отрастил себе наш полоз, не твердое, не острое и ни капельки не опасное. Видимо, это просто украшение такое — носили же восточные владыки крайне неудобные тапочки с нереально узкими, длинными, задранными вверх носами? И чем наш полоз хуже? К тому же наличие длинного, загнутого носа придает лицу полоза совершенно не змеиное выражение — если смотреть на него в фас, он кажется улыбающимся буквально от уха до уха.

Ну а в остальном носатый полоз скромен, даже, пожалуй, слишком. Он не может похвастаться нарядными красками или узорами, он просто весь жизнерадостно-зеленый. Да и размеры у него не впечатляющие — метр-полтора, не больше. Такая нехитрая стройная змейка с большими глазами, ничего особенного. Конечно, если бы не нос.

А так-то он — пресмыкающееся из семейства ужеобразных, следовательно, не ядовитый, и это не может не радовать (хотя на самом деле в мирной семейке ужеобразных есть и ядовитые кузены, но наш носатый приятель к таковым не относится).

Родина носатого полоза Буланже — леса Северного Вьетнама и Южного Китая. Судя по всему, местные жители змеями не особо интересовались и наблюдать за их жизнью им было ни к чему. Тем более что поди-ка понаблюдай за кем-то быстрым, узким, зеленым, да еще и ночным, тихо живущим среди столь же зеленой растительности тропических горных джунглей! Словом, поскольку носатый полоз никому на родине глаз не мозолил, его, небрежно описав в конце позапрошлого века, объявили вымершим. Так все про него и думали, пока в среду беспечных и невнимательных лесных вьетнамцев не внедрились суровые российские герпетологи, которые в 1995 году обнаружили носатого полоза вполне живым и даже достаточно распространенным. И с тех пор змея–буратино из мифического существа превратилась в довольно популярного (среди понимающих людей) обитателя террариумов.

Любители змей ценят зеленого единорога не только за его дивный рог, но и за вполне милый характер. Как правило, носатые полозы не агрессивны, достаточно быстро привыкают к хозяевам и без особых возражений, а иногда даже с удовольствием позволяют брать себя в руки. Правда, некоторые люди побаиваются хватать этого полоза — он выглядит таким хрупким! На самом деле он вполне крепкий, и если обращаться с ним деликатно, вы ничего ему не повредите. А если вы попытаетесь завязать его в узел или проявите еще какую-нибудь неуместную глупость и грубость, мирный полоз вас, конечно, укусит. Да, укус его не ядовитый и даже не очень болезненный, но все же достаточно чувствительный. А если вам удалось довести мирную змейку до состояния ярости, тогда она постарается укусить вас по-настоящему сильно, и вот это уже будет больно. Словом, допускать тесную дружбу носатого полоза и несмышленого человеческого ребенка лучше не стоит, дети не всегда себя контролируют и могут сделать змее неприятно.

Мы заводим домашних питомцев не для того, чтобы их обижать, а чтобы их любить изо всех наших сил. Ну а поскольку в наших поглаживаниях, играх и нежных разговорах полоз, пусть даже и носатый, ни в малейшей степени не нуждается, то выразить нашу к нему любовь мы можем, разве что обеспечив ему комфортную жизнь. То есть поселив его в просторный, теплый и влажный террариум, полный веток, коряг, палок и прочего в этом духе — полоз очень любит лазать. В качестве укрытия ему подойдут, например, перевернутые цветочные горшки, а в роли подстилки (которую нужно менять примерно раз в неделю) может использоваться кокосовый субстрат, гравий или песок. А еще буланже любит воду, поэтому в террариуме хорошо бы иметь что-то вроде бассейна или поддона с теплой и чистой водой — тут он и поплавает, и во время линьки получит облегчение. А иногда в бассейн запускают маленьких рыбок типа гуппи — наш прекрасный полоз, если пожелает, будет их ловить и есть, попутно реанимируя свои охотничьи инстинкты.

Кормление змей, с точки зрения гуманиста,— единственный минус этих животных. Увы, уговорить полоза есть исключительно одуванчики еще ни у кого не получилось. Это ловкий ночной охотник, который в родных лесах успешно добывает ящериц, лягушек, маленьких птичек, мелких грызунов… Ну а в неволе вам придется кормить его в основном мышами — к счастью, не обязательно живыми, можно купить замороженных. Но все равно это как-то печально. Хорошо хоть змеи едят не каждый день, обычно их кормят пару раз в неделю, не забывая добавлять в еду витаминно-минеральные добавки и смолотую в порошок яичную скорлупу.

Достаточно миролюбивые носатые полозы обычно не возражают против компании и готовы делить террариум со своими собратьями. Однако не всем нравится жизнь в коммуналке: некоторые единороги, обзаведясь соседями, становятся раздражительными и принимаются кусать до того вполне любимых хозяев, а ползущих мимо товарищей по террариуму стараются не только тяпнуть, но могут попытаться и проглотить. Что ж — у всех разные характеры, и змеи тут не исключение. Так что если вам попался такой вот ненавистник, придется содержать его в одиночестве.

Впрочем, две разнополые змеи вполне могут друг друга, наоборот, полюбить. И тогда, если вам очень повезет, у вас появятся дети — носатые полозы относительно неплохо размножаются в неволе. То есть они это делают отнюдь не с энтузиазмом хомяков, однако шанс все же есть. Вы только не удивляйтесь, когда из отложенных дамой пяти-десяти яиц вдруг полезут худенькие тридцатисантиметровые коричневые червячки: в юности носатые полозы имеют скромную коричневую окраску, затем сереют, позже приобретают намек на стальную голубизну, а изумрудно-зелеными становятся примерно годам к полутора-двум. Впрочем, некоторые предпочитают на всю жизнь остаться серыми, а чего это они — еще одна великая загадка природы.

Однако если вам нужна не змеиная ферма, а полоз просто так, чтобы был,— тогда лучше, наверное, ограничиться одним экземпляром. Есть мнение, что такой одинокий буратино больше интересуется жизнью людей и легче идет на контакт с хозяевами. Особенно мы его интересуем в молодости — не нашей, а его — юные зеленые единороги с интересом наблюдают за нашими движениями, их живо интересует засунутая в террариум рука, да и вообще все, что происходит вокруг. Любопытные!

Носатый полоз живет вполне прилично, больше двух десятков лет. Он симпатичный, неконфликтный, неопасный, нетребовательный, непривередливый и до определенной степени контактный — он хорошая, положительная рептилия, с которой приятно иметь дело (причем всего за 10–15 тысяч рублей).

Вот только очень уж он шустрый! Поэтому, засовывая в террариум руку, будьте чрезвычайно бдительны: носатые полозы невероятно быстры и ловки, и смыться они умудряются со скоростью, заметно превосходящей звуковую. Ну а потом вы будете очень заняты, ибо ловля сбежавшей змеи обеспечит вам много интересных часов, а то и дней. Или недель.

Или пока не завопят перепуганные соседи, которых ваш полоз посетил путем увлекательного путешествия по канализации.

Вся лента