Жатва приношений

Музтеатр Станиславского объявил планы на сезон-2021/22

На пресс-конференции в ИТАР-ТАСС руководители Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко объявили обширные планы на предстоящий сезон, в которых нашлось место балетному дебюту Константина Богомолова и мировым оперным премьерам. Комментируют Татьяна Кузнецова и Сергей Ходнев.

Театр Станиславского и Немировича-Данченко представил далеко идущие планы

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Обычно планами на следующий сезон театры Москвы делятся весной. Но Музтеатр запоздал по административным обстоятельствам. В ноябре прошлого года в нем нежданно сменили генерального директора — пост успешного Антона Гетьмана перепоручили Андрею Борисову, срочно выписанному из Перми. Новому гендиректору явно потребовалось время, чтобы войти в роль, вникнуть в доставшиеся от предшественника репертуарные планы и разобраться с художественным руководителем балета — французом Лораном Илером, у которого в этом году заканчивался пятилетний контракт. В итоге худрук осел в Москве еще на три года, а планы скорректировали и теперь предъявили публике.

Главный балетный хит нового сезона, инспирированный еще Гетьманом, остался неизменным: в октябре театр предъявит собственную версию «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Проекту обеспечено повышенное внимание, поскольку в балете дебютирует сам Константин Богомолов, профессиональный возмутитель спокойствия. Под началом режиссера (по слухам, собирающегося выселить героев из Вероны в тюремный лагерь) будет работать совсем юный хореограф, солист музтеатра Максим Севагин — он в противоположность Богомолову склонен к изяществам и брутальности чужд. Сценография поручена Ларисе Ломакиной, постоянной соратнице режиссера, костюмы делает Игорь Чапурин, премьера проходит под грифом «Творим будущее сейчас», так что повышенное внимание «будущему» обеспечено.

Из доковидных балетных затей отменилась только одноактовка «Aurea»: хореограф Гойо Монтеро балет почти доставил, но показать не успел, а новые яркие прожекты полностью затмили невыпущенную премьеру. Лоран Илер, верный своему принципу составлять вечера из контрастных одноактных балетов, придумал две программы, в которых на сей раз будут не только переносы хрестоматийных произведений, но и мировые премьеры. В начале июня москвичам предъявят постановку американского классика Джерома Роббинса «В тональности соль мажор» на музыку Равеля в сочетании с новой постановкой замечательного Андрея Кайдановского, молодого автора, работающего в Европе и открытого для России именно «Стасиком». Увенчает вечер «Blakeworks I» — последний балет Форсайта-неоклассика, сделанный им для Парижской оперы в 2016 году и снискавший великий успех. Летом будет предъявлена еще одна программа. Романтический балет Дмитрия Брянцева «Призрачный бал» дополнит мировая премьера неистовой Шарон Эяль. Израильтянка впервые ставит в России. Возможно, ажиотаж вокруг ее спектакля «Autodance», перенесенного в музтеатр в прошлом сезоне, и самозабвенное его исполнение артистами «Стасика» заставили одного из самых востребованных хореографов мира решиться на эксклюзив, у которого пока не существует названия.

Из оперных премьер театральной кассе, видимо, предлагается рассчитывать прежде всего на нового «Риголетто» (премьера — 11 ноября). Вердиевский шлягер будет вместе с дирижером Феликсом Коробовым ставить человек-оркестр Владимир Панков. Худрук Центра драматургии и режиссуры, если рассуждать формально, в опере опять-таки дебютант, имеющий, правда, солидный постановочный опыт в мюзикле и смешанных жанрах. Еще один премьерный «кирпич» для основной сцены театра — «Робинзон Крузо», комическая опера Жака Оффенбаха (1867). В сущности, раритет не то чтобы из числа несправедливо забытых, но маркетинговые перспективы у соседства знакомого литературного названия и не менее знакомого композиторского имени тоже могут быть, к тому же ради пущего веселья худрук театра Александр Титель будет ставить «Робинзона» (премьера в начале марта) вместе с жовиальным маэстро Джозефом Р. Олиферовичем.

Анонсированную когда-то инициативу с исполнением барочной «Оронтеи» Марка Антонио Чести, очевидно, тихо похоронили, но зато малая сцена в предстоящий сезон безраздельно отдана опере современной — и подчас совсем не тихой по значимости. 20 и 21 мая пройдут показы оперы Луи Андриссена «Письма Вермеера» (1999), оммажа дельфтскому гению, в котором соавтором крупнейшего композитора-авангардиста был ни много ни мало Питер Гринуэй, выступивший автором либретто. Теперь в трактовке дирижера Тимура Зангиева и режиссера Алексея Смирнова «Письма Вермеера» должны стать приношением памяти самого Андриссена, умершего летом этого года.

А еще осенью (27 и 28 ноября) театр выпустит мировые премьеры двух одноактных опер по Достоевскому в постановке Людмилы Налетовой. Проект объединит авторов двух поколений: оперу «Н.Ф.Б.» (по «Идиоту») написал Владимир Кобекин, дуайен цеха отечественных оперных композиторов, оперу «Кроткая» — Алексей Курбатов, молодая надежда все того же жанра. Это тоже приношение, на сей раз к 200-летию Достоевского: как это часто бывает, самой надежной верительной грамотой для пути современных сочинений к публике оказывается почтенная юбилейная дата.

Вся лента