Коньяк сливают из столицы

Выпуск бренда «Киновский» перенесен в Тулу

Четвертый производитель коньяка в России — Московский винно-коньячный завод «КиН» — приостановил работу площадки на Ленинградском шоссе. Решение принято на фоне политики мэрии по переносу производств за пределы города, а также из-за рисков срыва поставок сырья в связи с соседством с новым жилым комплексом. Выпуск бренда «Киновский» локализован на Тульском винокуренном заводе 1911, что должно сократить издержки и удержать конкурентные цены.

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

О том, что московский винно-коньячный завод «КиН» (бренды «Киновский», «Старый город») закрывает производство на своей площадке на Ленинградском шоссе, рассказал источник “Ъ” из числа работников предприятия. Об этом слышал и собеседник “Ъ” в крупной алкогольной компании. По их словам, разлив коньяка «Киновский» переведен на Тульский винокуренный завод 1911.

«КиН» основан в 1940 году. По собственным данным, в 2020 году произвел 744,21 тыс. дал напитков, что на 1,31% ниже, чем годом ранее. Выпуск коньяков сократился на 2,27%, до 721,9 тыс. дал. По этому показателю «КиН» занимает четвертое место в России с 8,84% рынка после Ставропольского винно-коньячного завода (входит в ALVISA Group, бренд «Старейшина»), пермского АО «Бастион» (часть Beluga Group) и калининградского «Альянс-1892» (марка «Старый Кёнигсберг»). Основным владельцем «КиН» (88,46%) выступает Давид Ягудаев.

В «КиН» пояснили “Ъ”, что решили приостановить производство на площадке на фоне политики правительства Москвы по переносу производств за пределы города, а также для оптимизации издержек и сохранения конкурентных цен.

Кроме того, у завода общий основной подъездной путь с жилым комплексом Aquatoria (возводится Wainbridge Кирилла Писарева, Майкла Белтона и Михаила Сердцева), и его заселение затруднит поставку материалов: «Транспортный коллапс был бы неизбежен, неминуемы были бы жалобы со стороны жителей». В «КиН» подтвердили, что разлив бренда «Киновский» локализован в Туле, отметив, что планируют сохранить место в пятерке крупнейших участников рынка. На тульском заводе “Ъ” не ответили.

Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз связывает стремление владельцев «КиН» оптимизировать бизнес с ужесточением регулирования отрасли. По его словам, 80% российского коньяка производится из импортных дистиллятов, а принятые в июле поправки к закону об обороте алкоголя допускают использование иностранного сырья только в течение семи лет. Как отмечает эксперт, игроки уже диверсифицируют бизнес, к примеру, «Альянс-1892» начал производство виски. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев отмечает, что переезд заводов из Москвы — общая тенденция, позволяющая сократить в том числе расходы на оплату труда, что актуально на крайне конкурентном коньячном рынке.

Александр Мечетин, председатель правления Beluga Group, в интервью “Ъ”, декабрь 2020 года
Кризис в экономике нагнал и алкогольный рынок

По словам источника “Ъ”, площадку на Ленинградском шоссе владельцы «КиН» планируют продать под застройку, покупателем может стать Wainbridge. Собеседник “Ъ” на рынке недвижимости говорит, что продавец оценивает участок в 3 млрд руб., что выше рынка и «отпугивает интересантов». Партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая уверена, что цена будет зависеть от возможности изменить вид разрешенного использования участка под жилье.

В целом локацию и прилегающий район она называет перспективными для комплекса бизнес-класса. Госпожа Литинецкая предполагает, что здесь можно было бы построить 80–85 тыс. кв. м, что с учетом смены правил землепользования обойдется в 200–220 тыс. руб. за 1 кв. м. Стоимость реализации квартир здесь может начаться от 380–400 тыс. руб. за 1 кв. м, апартаментов — от 355–365 тыс. руб. за 1 кв. м, подсчитала Мария Литинецкая. В Wainbridge от комментариев отказались. В «КиН» заявили, что на данный момент участок не продается.

Анатолий Костырев, Александра Мерцалова

Вся лента