К не черному морю

По местам, где бывал еще не всякий Вася

Одни считают, что Россия омывается тринадцатью морями. Другие прибавляют еще два – Печерское в Баренцевом и Шантарское в Охотском. А еще есть рукотворное Рыбинское, к которому «Автопилот» ездил зимой на красном Hyundai Elantra. Но теперь нам дано лето и более скромная «Элантра» в таком цвете, что даже не надо голову ломать над миссией.

Фото: Руслан Тарасов

Руслан Тарасов

Азовское море самое мелководное, но имеет, как сказали бы, «большие связи»: через четыре пролива и четыре моря оно соединяется с Атлантикой, а значит, и со всем Мировым океаном. Поэтому по углубленности в континентальную сушу ему на планете нет равных.

Эта географическая особенность еще в древности заводила сюда многих мореплавателей и переселенцев, поэтому тут кого только не побывало – следы пребывания самых разных племен, народов и рас на взморье находят повсюду. И это объясняет, почему у Азовского моря было аж несколько десятков наименований – каждый пришелец называл его по-своему.

В античные времена греки на берегах Азовского моря тоже расселялись «как лягушки вокруг болота». Так говорится в летописях

Фото: Руслан Тарасов

Азовское море также разнообразно по составу вод и береговому рельефу. Та часть, что относится к Таганрогскому заливу, даже ассоциаций с морем не вызывает и больше похожа на чуть подсоленное озеро. Съездите в станицу Должанскую, которая своим земным треугольником отделяет залив от моря, – сами увидите, как велика разница на противоположных берегах.

С украинской стороны Азовское море буквально «пешеходное» из-за бесконечно пологого входа в воду и многочисленных песчаных кос, уходящих от берега на десятки километров. С западной стороны за Арбатской стрелкой раскинулся обширный залив Сиваш, но он заполнен тем, что уже следует назвать плотным едким рассолом, а не водой.

Ну а самая чистая и живописная часть Азовского моря – южная. Нам сюда, на берег Темрюкского залива. Прямой магистрали к этим местам нет. От Ростова-на-Дону придется петлять по региональным дорогам более 400 км. Они вполне ухоженные, но кое-где полотно по качеству такое, что лучше иметь автомобиль помягче.

Прикладная элантропия

Фото: Руслан Тарасов

Седьмое поколение «Элантры», в отличие от своих малозаметных предков, смогло вызвать волну интереса к себе. Вышло даже немного хайпово: кто-то разглядел в новой модели революционное по стилю четырехдверное купе – этот образ ей придумал Люк Донкервольке, – а кто-то счел ее, напротив, очередным проявлением азиатского консерватизма.

Если говорить о модели на фото, то отчасти так и есть: модного ЖК-дисплея, переходящего из цифровой приборки в широкоформатный центральный монитор, как на топовой Elantra Anniversary, здесь нет. Под капотом – бензиновый 128-сильный атмосферник 1.6 Gamma, дебютировавший еще 15 лет назад. И работает он в паре с шестискоростным автоматом, который применяют еще с пятой «Элантры».

Но давайте внесем уточнения. Кузов с таким заостренным носом и столь обтекаемой задней частью надо классифицировать как фастбэк – багажный объем отпирается как у седана, без подъема заднего стекла. Кстати, он довольно емкий, но проход узковат – ради стильного дизайна чем-то приходится жертвовать. Зато платформа у новой модели, несмотря на знакомый мотор и коробку, уже другая. И она развивает те же достоинства, за которые «Элантру» и полюбили по ту сторону Атлантики: высокий уровень ездового комфорта в своем классе и потрясающую экономичность.

Мы, к слову, готовы подтвердить оба тезиса. По гладкости и точности хода новая «Элантра» воспринимается просто как более дорогая машина. Шасси игнорирует колею и хорошо сглаживает толчки от бугров, стойки не гремят на мелких ямах и отлично настроены под 17-дюймовые шины.

Фактический расход при крейсерских 110 км/ч у нас иногда опускался даже ниже паспортных «загородных» 5,5 литра. Думали, что это борткомпьютер шутит, но чеки с АЗС подтверждали, что все по-честному. Так что путь туда и обратно в три тысячи километров дался нам без какого-то напряга. И за вычетом расходов на перекусы, кофе и проезды по платным участкам М4 обошелся в сумму менее 9 тыс. рублей. Ну разве не гуманно?

Форс-нажор

Хотя бы ночь стоит провести на «Вилле Романов». Да, дорого, но ничего более элитного нет на сотни километров вокруг

Фото: Руслан Тарасов

Побережье Темрюкского залива туристами освоено пока лишь на малую часть. Первый и самый большой курортный сегмент находится в станице Голубицкая. Далее – череда вполне обустроенных пляжей в районе поселка За Родину. Крайняя точка – Ильич. Отсюда к порту Кавказ идет длинная коса, а на протяженном пляже на той стороне, что обращен к Крымскому полуострову, хотя и он считается диким, автотуристов можно повстречать везде, в том числе и на недешевых внедорожниках с палатками-небоскребами и с «рюмкой-водки-на-столе» из всех динамиков. Короче, на полное уединение сильно не рассчитывайте.

Фото: Руслан Тарасов

Также на дороге А290, идущей от Темрюка к паромной переправе в Крым, вам попадется поворот на Кучугуры, а это еще один немалый поселок, где плотность отдыхающих в высокий сезон сравнима с Анапой.

Кто-то подумает, что Кучугуры раскрутились благодаря «Сватам» (съемки украинского комедийного сериала, кстати, здесь никогда не проходили), но настоящая причина многолюдности у этого курорта, который, казалось бы, вообще стоит где-то на отшибе, – гуманные цены.

Все местные пляжные развлечения, еда и жилье были доступны когда-то вообще за копейки, хотя приезжали сюда в основном лишь знающие. Но когда мост в Крым еще только строился, мимо покатила целая лавина туристов. Вот тогда многие и открыли для себя эти пляжи, где можно вдоволь накупаться в чистом теплом море, а заодно и лопнуть от обжорства, ведь зрелой сладкой бахчи, всякой рыбы и прочей вкусноты немерено на всем Таманском полуострове.

Кстати, «Элантра» порождает схожее чувство доступного изобилия. Модель в продвинутой комплектации Active предлагается, например, существенно дешевле более статусной «Сонаты» в базовой версии.

Роскошь первой линии

Не стоит, однако, думать, что на Тамань к Азовскому морю едут лишь за дешевым отдыхом. Да, тут все еще много турбаз совкового плана, но их недостатки с лихвой компенсируются возможностью жить со всеми кондиционированными удобствами буквально в нескольких шагах от прибоя.

Популярен и отдых в дачном стиле, когда едва ли не на целое лето снимается двор с аутентичным домиком или современным коттеджем, садом, беседкой, зоной барбекю и всем прочим. Обойдется удовольствие не дороже аренды какой-нибудь средненькой дачи в Подмосковье.

На тех, кто приезжает первый раз, сильное впечатление производит «Поместье Голубицкое» – немалое винодельческое предприятие, где производят высокие по качеству столовые и выдержанные вина из своего винограда, выращиваемого в уникальных условиях. Вина очень чистые и стильные по вкусу – стоит перепробовать всю карту.

Еще больше потрясает единственная пока в этих местах вилла пятизвездочного уровня с лучшим на полуострове рестораном и строящейся элитной конюшней. Сегодня это место доступно лишь для богемы из-за ограниченного номерного фонда, но владелец – известный предприниматель и дипломированный художник Андрей Романов – собирается расширить свой бутиковый отель глэмпингом и новым корпусом для гостей.

И если в таком же духе начнет с годами преображаться все азовское побережье, то в следующую поездку сюда придется отправляться уже не на демократичной «Элантре», а на самом респектабельном «Генезисе».


Места, обязательные к посещению
Побережье Темрюкского залива

Грязевой вулкан Тиздар

Подход к чаше вулканического грязевого озера платный, касса работает с 9 до 19 часов, но сам вулкан производит целебную жижу неутомимо. И он такой здесь не единственный. Вулкан Плевак, который находится у мыса Пеклы за Кучугурами, тоже активен и выдает массу минерализованной грязи.

Самый чистый пляж

Между Голубицкой и Пересыпью есть место, облюбованное парапланеристами. Там ищите поворот с дороги вправо, к шлагбауму. Можно проехать берегом под саму сопку. Можно пройти пешком по Подмаячному проезду, за которым и начинается самый чистый пляж на побережье. Перед визитом можно взглянуть, насколько он безлюден, со смотровой площадки у маяка.

«Поместье Голубицкое»

Самое эстетское и культурное место на побережье. В корпусе, где находятся дегустационные залы, винный бутик и ресторан (готовится к открытию), уже работает экспозиция фонда искусства «Голубицкое», которая обещает вырасти до целого парка с авторскими инсталляциями и объектами современного искусства. Фонд приглашает в свою резиденцию художников и готов предоставить мастерские и материалы для работы, студию для проживания, гранты на исследования и продюсерские услуги.

Крокодиляриум

Расположен недалеко от центра станицы и позволит понаблюдать с близкого расстояния за самыми свирепыми трехметровыми хищниками, посмотреть на кормежку самых голодных земноводных и погладить самых мимишных зубастиков. Помимо крокодилов есть анаконды, кобры, игуаны, вараны и черепахи разных видов. Не выносите рептилий? Загуглите ферму страусов или ферму бабочек. Есть неподалеку и такие.

Рыбалка в лимане

В Ахтанизовском лимане водятся язь, карась, линь, тарань, голавль, чехонь, лещ, толстолобик, карп, красноперка, плотва, густера, сазан, жерех, окунь, судак, щука, ерш и сом. Ловля бесплатная, и лучше арендовать лодку, так как с берега выудить что-то проблематично. Если сидеть с удилищем лень, спросите любого жителя Темрюка о рыбном рынке. Место знатное – найдете и крупную пресноводную рыбу, и ту, что ловят в Азовском море. Более глубокий поиск выведет и на местное осетровое хозяйство.

Долина лотосов

Сюда своим ходом не доберетесь – придется пользоваться экскурсионными услугами, так как редкие цветы, привезенные из Индии, растут только в определенном месте Ахтанизовского лимана и доступ к ним возможен лишь на моторной лодке. Имеет смысл посещать только в июле, во время цветения. И это в самом деле зрелище, способное украсить ваш инстаграм. Если повезет, то заодно поймаете в объектив лебедя, журавля, пеликана или цаплю.

Музей военной техники

Когда, проезжая Темрюк, внезапно встретите торпедный катер у обочины автодороги – поверьте глазам своим. Мемориальная «Военная горка» была заложена еще в 1983 году, к сорокалетию освобождения города, и собрала уже около сотни экспонатов, в том числе и раритетных. Правда, большая часть из них относятся уже к послевоенной эпохе, поэтому музей не так уж и сильно отличается от современных патриотических парков.

Hyundai Elantra 1.6 AT

Двигатель, тип бензиновый, R4
Объем двигателя, куб. см 1591
Максимальная мощность, л.с. при об/мин 128 при 6300
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 155 при 4850
Трансмиссия 6АТ
Разгон от 0 до 100 км/ч, с 11,3
Максимальная скорость, км/ч 195
Средний расход топлива, л на 100 км 6,9
Цена в России, руб. от 1 449 000
Вся лента