Избежать коллапса

Что угрожает онкопациентам в будущем году

Новый «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях», описанный в приказе Минздрава РФ №116н от 19 февраля 2021 года, вступает в силу 1 января 2022-го, но в сегодняшней редакции способен вызвать инфраструктурные разрушения и нехватку кадров в системе помощи онкологическим пациентам в России. Речь об этом идет в резолюции, которую подписал 21 эксперт: авторитетные врачи-онкологи, юристы, представители крупных благотворительных фондов.

Фото: Из личного архива

Мы уже писали о возражениях, которые вызвал новый порядок. По следам дискуссий и была составлена резолюция, направленная в Администрацию Президента РФ, вице-премьеру Татьяне Голиковой, председателям Совета федерации и Госдумы Валентине Матвиенко и Вячеславу Володину, в Общественную палату РФ и Общественный совет при Минздраве. Что конкретно вызывает опасения авторов резолюции, объясняет Полина Габай, медицинский адвокат, вице-президент фонда «Вместе против рака»,— этот фонд и инициировал публичный разговор о новом порядке.

— Планируется жесткое прикрепление пациентов к региону проживания и конкретной медицинской организации, которую выбирает местный минздрав,— говорит Полина Габай.— Подобное положение фактически отменяет Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в котором закреплено право пациента самому решать, в какой больнице лечиться. Необходимо устранить это противоречие.

Еще один из пунктов нового порядка исключает из системы оказания онкологической помощи клиники, где имеются опытные специалисты, но нет одновременно трех отделений — хирургического лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии. Из системы выпадают офтальмоонкологические, колопроктологические, эндокринологические, общехирургические и другие центры и отделения. Ход лечения для каждого пациента при этом сможет утверждать консилиум врачей только той больницы, где есть все три перечисленные выше отделения. Сколько подобных клиник в России, неизвестно, однако вряд ли их число велико, подчеркивает Полина Габай. Авторы резолюции опасаются формализма в лечении пациентов, если в порядок не внести изменения — разрешить консилиумы в онкологических клиниках, не имеющих одновременно всех трех отделений. Они предлагают внести в новый порядок более четко прописанную норму, которая позволяла бы привлекать к консилиумам специалистов посредством телемедицины.

Нуждается в корректировке требование о наличии определенного количества коек (от 20 до 70) в отделениях медицинских организаций, имеющих право лечить онкопациентов.

— Не надо опираться на формальное число мест для госпитализации. Надо выработать четкие критерии качества и внести их в новый порядок,— продолжает Габай.

Изменений требует не только новый порядок лечения, но и новый профессиональный стандарт «врач-онколог» (приказ Минтруда РФ №360н; вступает в силу 1 марта 2022 года). По мнению авторов резолюции, если приказ вступит в силу, молодые врачи потеряют возможность работать по специальности «онкология» сразу после окончания вуза и ординатуры. Чтобы стать онкологами, им придется сначала получить другую специальность и отработать по ней в стационаре не меньше пяти лет. Мало того, не ясно, что будет с уже практикующими онкологами, которые прежде не отработали по другой специальности пять лет.

— В текущей редакции новый порядок, скорее всего, увеличит срок ожидания пациентами медицинской помощи, снизит ее качество и доступность,— объясняет Полина Габай.— Если порядок вступит в силу без исправлений, в онкологии может произойти коллапс. Крупные медицинские учреждения онкологического профиля будут перегружены, кадровый голод и неразбериха в организации лечения приведут к неприятным последствиям для больных. Насколько неприятными они будут, спрогнозировать невозможно, однако наши опасения велики.

Наталья Волкова, корреспондент Русфонда

Вся лента