PMI в услугах последовал вниз вслед за промышленным индексом

Мониторинг конъюнктуры

Индекс деловой активности PMI в российском секторе услуг в июле снизился до 53,5 с 56,5 пункта в июне, последовав за промышленным PMI, который в июле указал на снижение деловой активности в секторе (см. “Ъ” от 3 августа). Хотя июльское значение PMI в услугах все еще говорит о росте активности в секторе (значение индекса выше 50 пунктов), его торможение оказалось самым резким с момента первого локдауна в 2020 году, а значение — минимальным с февраля 2021 года.

Среди причин такого торможения — сокращение новых экспортных заказов впервые с февраля, замедление роста новых внутренних заказов, выпуска и занятости, тогда как объемы незавершенных заказов сокращались самыми быстрыми темпами с ноября 2020 года. «Импульс снова утерян… К сожалению, опасения о перспективах роста спроса в среднесрочной перспективе оказали давление на деловую уверенность, которая постепенно возвращается к более естественным уровням по мере закрытия пандемийного провала»,— пишет экономист IHS Markit Шан Джонс. При этом темпы роста цен в июле остаются на исторически повышенном уровне, несмотря на замедление до шестимесячного минимума.

Вниз ушел и композитный индекс PMI, рассчитываемый как среднее взвешенное по долям двух секторов в ВВП (см. график), что свидетельствует о предстоящем торможении динамики восстановления российской экономики. Напомним, Минэкономики оценило рост ВВП в первом полугодии на уровне 4,6% в годовом выражении при готовом текущем прогнозе министерства в 3,8% (в конце августа прогноз должен быть уточнен). «Ведомости» со ссылкой на письмо заместителя министра финансов Владимира Колычева в аппарат правительства сообщили, что в Минфине считают текущие оценки Минэкономики заниженными, оценивая рост ВВП более чем в 4% в 2021 году. «Траектория последних месяцев сигнализирует об еще более оптимистичной динамике восстановления и возможном ускорении темпов экономического роста выше 4% годовых»,— указывал господин Колычев. Впрочем, судя по динамике PMI и настроений потребителей (см. “Ъ” от 22 июля), с большой вероятностью оптимизм Минфина может быть преждевременным.

Алексей Шаповалов

Вся лента