Мусор не поддается логистике

Уральские предприниматели рассказали о проблемах в системе обращения с отходами

Уральские региональные операторы и предприниматели рассказали ответственным чиновникам, что мешает выстроить в регионе эффективную систему обращения с отходами. Регоператоры объяснили свою плохую маневренность отсутствием единой схемы площадок накопления отходов, необходимой для выстраивания логистики и дальнейшей работы. А перерабатывающие компании пожаловались на нехватку сырья. Чиновники согласились с доводами обеих сторон и признались, что мешает еще и нечетко прописанное законодательство и нехватка средств.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Спустя два года с начала «мусорной реформы» власти регионов Уральского федерального округа (УрФО), регоператоры и предприятия по переработке мусора до сих пор не могут выстроить эффективную систему обращения с отходами. Проблему обсудили в среду на межрегиональном совещании Союза отходоперерабатывающих предприятий (СОПП) УрФО в Екатеринбурге. Напомним, на новую систему обращения с отходами российские регионы перешли в начале 2019 года. Согласно ей, за сбор, транспортировку, размещение, обезвреживание и утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО) отвечают региональные операторы.

Представители отходоперерабатывающих предприятий Тюменской области пожаловались на то, что не могут закупить по доступным ценам сырье для загрузки своих мощностей, некоторые бизнесмены из Свердловской области, наоборот, рассказали, что не могут сбыть переработанный продукт на территории региона. Директор ЕМУП «Спецавтобаза» (один из трех регоператоров Свердловской области) Наталья Зубова подтвердила, что регоператоры не могут удовлетворить сырьевые потребности отходоперерабатывающих компаний: «Регоператоры часто ограничены в своих решениях, мы не настолько маневренны. В Свердловской области нет целостной системы, когда мусор можно собирать и отдавать на переработку». По словам госпожи Зубовой, одной из проблем является отсутствие почти 60% мест накопления отходов в муниципальных реестрах и в территориальной схеме.

«Бизнес вникать в это не хочет, а для нас это планирование логистики. Ни управляющие компании, ни муниципалитеты не хотят в это вкладываться. В результате превышение мусора по фактическому накоплению в 3–11 раз»,— пояснила она.

По словам заместителя министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егора Свалова, власти не имеют права регулировать, куда направляются отходы после мусоросортировочных комплексов (МСК). «Бизнес считает деньги лучше, чем власть»,— прокомментировал он, отметив, что из-за отсутствия методики учета отходов, которые собирают и перерабатывают по фракциям малые и средние предприятия (МСП), регион не достигает плановых показателей. По итогам 2020 года, в Свердловской области было образовано и собрано более 1,4 млн т коммунальных отходов. Большая часть из них — полимеры. Более 30% в общей структуре занимают органические отходы, порядка 20% — стекло, около 13,2% — макулатура, 9,5% — металл.

Еще одной проблемой в выстраивании эффективной системы обращения с отходами, по мнению господина Свалова, является нехватка средств для строительства МСК, а также плохо проработанное законодательство.

«Для стимулирования жителей заниматься раздельным сбором мусора надо вводить разную тарификацию — те, кто делает это, платит по пониженным тарифам»,— предложил заместитель министра, пожаловавшись на отсутствие необходимых законодательных актов.

По его словам, после завершения строительства всех 12 МСК власти планируют сделать раздельный сбор ТКО в Свердловской области обязательным. Регоператоры отмечают, что население пока не готово к этому, а в городах для этого не оборудованы контейнерные площадки.

Анастасия Реутова

Вся лента