Ретро-электро

История и настоящее электровелосипедов

Года три назад в веломастерской на улице Пернавас в Риге молодой латыш, чинивший мой потрепанный Montague Paratrooper, поделился, что сейчас прибавилось работы не с профилактическим обслуживанием, как в моем случае, а с устранением последствий серьезных аварий. Неразумные граждане оснащают свои велосипеды электромоторами и носятся по городу со скоростью автомобилей. При этом конструкция обычного велосипеда, в частности тормоза, не рассчитаны на такие скорости.

Дмитрий Гронский

Между тем история оснащения велосипедов моторами началась не вчера. В той же Риге в самом начале XX века на заводе Лейтнера, где занимались выпуском в том числе велосипедов, начали ставить на двухколесную педальную технику одноцилиндровый мотор, разгонявший велик до сумасшедших даже по нашему времени 40 км/ч. К слову, называлось это изделие «Россия», что было неудивительно, потому что Рига была одним из самых промышленно развитых городов Российской империи. В послевоенное время, когда Рига стала столицей одной из республик СССР, тут снова делали велосипеды с бензиновыми моторами – на заводе, некогда принадлежавшем фабриканту Густаву Эренпрайсу, после национализации получившему название Sarkana Zvaigzne, то есть «Красная Звезда». Выпуском техники, которая могла двигаться как на мускульной тяге, так и за счет ДВС, тут занимались до середины девяностых. И прекратилась эта славная история не только потому, что рыночная экономика независимой Латвии оказалась жестче к производителю, чем плановая экономика СССР. Просто по сравнению с набирающими популярность скутерами велосипед с моторчиком, который в народе получил прозвище «газулька», выглядел непрактичным анахронизмом.

Прошло каких-то четверть столетия, и на велосипеды снова стали ставить моторы. Только на этот раз электрические. Компактные. С мощными батареями. Без необходимости разбалтывать в канистре двухтактную смесь, постоянно обслуживать карбюратор, а самое главное – доступные к самостоятельной установке на велосипед не то что в мастерской, но даже на балконе собственной квартиры.

Но мы, конечно же, против такого «колхоза». Тем более что за последние лет десять на волне спроса появились сотни проектов, в которых их авторы попытались создать не просто утилитарное педально-моторное транспортное средство, но создать некий оммаж технике прошлых лет. Мы хотели обратить ваше внимание лишь на некоторые из них.

Армия любовников

Проект Cykno Electric Bicycle начинался с такой пылью в глаза, которую умеют поднять только итальянцы. Громкие имена: идея строительства электробайка в ретростиле принадлежала Бруно Греппи, фигуре, известной в инженерии двухколесной техники; дизайнером выступил Люка Скопель, специализирующийся на проектировании предметов роскоши; маркетинг был доверен Джанпьетро Вигорелли, которого последние несколько десятков лет считают гуру итальянского рекламного бизнеса. К слову, кампания по продвижению включала в себя в том числе фотовыставки в престижных залах, где электробайк представал в нарочитых альковных мизансценах. Такая стилистика, несомненно, пришлась бы по душе Army Of Lovers – вы наверняка помните видеоклипы этого музыкального коллектива.

За всей этой шумихой как бы на втором плане остались характеристики электробайка. Из весьма разрозненных источников было известно не так много. Конструкция из алюминия и стекловолокна общим весом 26 кг. В затянутом натуральной кожей боксе между стойкой сиденья и передней вилкой пряталась батарея емкостью 250 либо 500 Вт. Максимальная скорость на электромоторе якобы равнялась 45 км/ч, а цена изделия составляла смехотворные для столь пафосного проекта 2000 евро. Что там было на самом деле, мы уже едва ли узнаем. Все упомянутые события относятся к 2013 году. Страница Cykno на «Фейсбуке» перестала обновляться в январе 2014 года.

Музыкальный привет

Многие считали, что с кафе-рейсерами проект Bicicletto роднит не только характерная задняя часть сиденья, но и крупная, «мотоциклетная» фара. На наш взгляд, она больше похожа на линзу кинопроектора

Последняя запись в соцсетях другого итальянского проекта датирована маем 2018 года, но они и начали чуть позже. Электрический велосипед SPA Bicicletto показали на миланской мотовыставке EICMA в 2014 году. У проекта было два соавтора. Societa Piemontese Automobili (SPA) – одна из старейших итальянских автомобильных компаний, основанная в 1906 году, выпускавшая от автобусов до пушек и в течение длительного времени принадлежавшая концерну FIAT. Алессандро Каморали – создатель и владелец дизайнерского центра Camal Studio, среди клиентов которого значатся Ferrari, Pininfarina, Bertone и другие именитые компании. Совместное детище коллаборантов имеет карбоновую раму и весит всего 17 кг. Внешне велосипед стилизован под кафе-рейсер пятидесятых годов прошлого века. Тут тебе и крупная мотоциклетная фара. И имитация бензобака – это не место, где прячется батарея, это динамик музыкальной системы. Но батарея у SPA Bicicletto тоже есть. Ее мощность составляет 500 Вт. Велосипед только на электротяге может проехать до 50 км и развить максимальную скорость 45 км/ч.

Были даже объявлены цены на две модификации изделия. Bicicletto Tradizione Italiana должна была стоить 9200 евро, Bicicletto SPA Edition – 12 200 евро. И охотники купить недешевый в принципе велик находятся и сегодня. На форуме сайта сamalstudio.com есть такой диалог. «Могу ли я купить ваш электробайк в Швейцарии?» – спрашивает некто Бернард. «Мы не торгуем Bicicletto, – отвечает ему Алессандро Каморали, – вы можете обратиться к Societa Piemontese Automobili, которой принадлежат права на дистрибуцию». Но упомянутая компания давно уже занимается проектами, связанными с гостиничным бизнесом, здравоохранением и прочими направлениями, не имеющими отношения ни к «авто-», ни к «вело-».

Калифорнийская мечта

Знаменитая мотомастерская Derringer не могла не заметить тренд на электрификацию транспорта – как-никак базируется она в Лос-Анджелесе, и именно Калифорния, как известно, одной из первых начала реализовывать эту тему не только в США, но и во всем мире. Поскольку проект не был доведен до конца, то сегодня можно судить разве что о внешности Derringer Electric – гармоничный и благородный ретростиль, напоминающий гоночные мотоциклы, гонявшие сто лет назад по Лагуна Сека. Модификаций было разработано несколько. Derringer Heritage обладал мотором мощностью 750 Вт, а у Derringer Signature Series сил было почти втрое больше. Но при этом максимальная скорость у всех модификаций была ограничена 20 милями в час в контексте калифорнийского законодательства. Правда, сообщалось, что клиент может снять ограничитель и разгоняться вне дорог общего пользования до 30 миль в час. Цены на электровелосипеды Derringer начинались с 1800 долларов. Самая дорогая версия должна была стоить 6500 долларов. Впрочем, все это осталось лишь в планах. На краудфандинговой площадке kickstarter.com проект сумел собрать всего-навсего 32 433 доллара от 62 жертвователей. Последний взнос был сделан 22 января 2014 года. Сегодня в производственной программе Derringer электровелосипедов нет.

За морем телушка – полушка

А вот другой калифорнийский проект, что называется, выстрелил. Может быть, потому, что базируется не в брутальном Лос-Анджелесе, а в самом сердце Кремниевой долины – местечке Санта-Клара, поближе к потребителям всего прогрессивного и экологически чистого. Еще в 2013 году Эндрю Дэвидж, терпеливо возившийся в гараже своих родителей, вручную строя электровелосипед в винтажном стиле, привез свое изделие на престижную выставку ретроавтомобилей в Монтерее, где произвел настоящий фурор. У компании обширная клиентская база, и купить продукцию Vintage Electric можно даже в России.

Сегодня в линейке компании полдюжины моделей. Вот, скажем, Vintage Electric Cafe. Рама алюминиевая – три размера на выбор. Мощность электромотора – 750 Вт. Максимальная скорость – 45 км/ч. Пробег на одном заряде батареи – от 32 до 96 км в зависимости от манеры и выбранного режима движения. В Америке Vintage Electric Cafe стоит 3995 долларов. Российский продавец предлагает цену 760 000 руб.

Испанский крейсер

Мэтью Розье, создатель электровелосипедов марки Rayvolt, тоже набирался вдохновения в Калифорнии: в течение какого-то времени он работал там фотографом. Потом перебрался в Барселону, где стал сначала шкипером, а после дизайнером яхт и прочего, связанного с мореходным делом. Может быть, поэтому одна из моделей электровелосипедов носит имя Cruzer, то есть «Крейсер». Она стоит 2800 евро. Но есть модель и попроще, которая выглядит не менее стильно. За Rayvolt Clubman просят 1999 евро. Вес 27 кг. В зависимости от емкости батареи дальность поездки без кручения педалей составит от 40 до 60 км. Чтобы выглядеть на велосипеде стильно, за 350 евро можно прикупить кожаную куртку Rayvolt.

Не спешите выкидывать

Как пишет про себя на собственном сайте Лука Аньелли: «Я родился 26 апреля 1967 года в Аббиатеграссо, маленьком городке рядом с Миланом, где мне посчастливилось начать свою карьеру в мастерской по реставрации антикварной мебели. В 1989 году я открыл собственную фирму, где сам занимался абсолютно всем – от реставрации до маркетинга. В частности, я изучил технику литья для воспроизведения мебельных украшений, соединяя современные технологии с ремесленными приемами прошлых веков».

Постепенно мастер Лука перешел от мебели к мотовелосипедам – как самостоятельный проект Agnelli Milano Bici оформился в 2015 году. Каждый проект уникален. Ведь в качестве донора берется, как сказали бы у нас, «газулька» из середины прошлого века, которая, иногда сохраняя патину во внешности, шпигуется электродвигателем, батареей и всем необходимым для того, чтобы изделие было не музейным экспонатом, а служило владельцу в качестве транспорта. На сайте компании каждый электровелосипед снабжен подробной таблицей с перечислением технических характеристик. Но цены вы там не найдете. Говорят, что она составляет от 10 000 до 40 000 евро.

Вся лента