Маски как драйвер роста

Производитель одноразовых медицинских изделий из Ярославской области разрабатывает инновационный продукт и направляет миллионы рублей на благотворительность.

Последний год никто из нас не мог представить себе жизнь без медицинской маски. «Тяжело дышать, невозможно работать», — заявляли россияне после введения всеобщего масочного режима в коронавирусный год. Некоторые утверждали, что от маски нет практического смысла и она не спасет от COVID-19. Медицинские маски и правда, скорее не защищают, а предохраняют, снижают риски заражения острыми респираторными заболеваниями. На сегодня масочный режим полностью не отменен. Более того, сохраняется опасность новый волны пандемии. А значит, есть смысл продолжить использование этих средств индивидуальной защиты, особенно в местах скопления людей.

Компания «Викамед Текнолоджиз» занимается производством не только масок, но и одноразовой медицинской одежды и белья в городе Гаврилов-Яме Ярославской области. Планирует запустить производство инновационных масок нового уровня. Именно это предприятие в пик пандемии было единственным поставщиком медицинского белья в медучреждения Ярославского региона.

О том, как такой бизнес использовал беспрецедентную ситуацию для своего развития и даже социальной деятельности, «Ъ-Ярославль» рассказал генеральный директор «Викамед Текнолоджиз» Андрей Козлов.

— Андрей Викторович, прошедший 2020 год внес явные изменения в образ жизни людей и экономику страны. Российские предприятия закрывались либо на карантин с временной остановкой работы, либо вообще прекращали деятельность из-за финансовых сложностей. Как у вас был организован рабочий процесс во время локдауна?

— Мы работали 24 часа в сутки 30 дней в месяц. Было бы в сутках больше времени, мы бы работали и дольше. По сравнению с 2019 годом наш оборот вырос в 7 раз, а выручка составила более 140 млн рублей. Прибыль, при этом, составила порядка 27 млн руб. Таким результатам способствовало сужение нашего ассортимента и сосредоточение на самых востребованных на тот момент изделиях. Прежде всего, масках.

— В апреле-июне прошлого года были моменты, когда вся продукция вашей компании уходила только в Ярославскую область, потому что масок физически не было в регионе, их никто не поставлял. Какие еще виды продукции у вас приобретали чаще всего в 2020 году?

— Да, это действительно так. Сильно вырос спрос на маски, комбинезоны и бахилы. Но до нуля упал спрос на акушерские комплекты. Если смотреть по ассортименту, то мы потеряли 90% производимой продукции - просто потому, что ее никто не покупал.

— С какими еще сложностями ваша компания столкнулась в 2020 году?

— 17 марта 2020 года нас исключили из числа резидентов ТОСЭР «Гаврилов-Ям» (прим.: это экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения). Мы не выполнили некоторые инвестиционные обязательства из-за моей болезни. Это стало основанием для принятия такого решения. Но мы не опустили руки, остались в Гаврилов-Яме и Гаврилов-Ямском районе. Нам нравится здесь работать. И мы чувствуем реальную поддержку со стороны руководителей города и района. Стараемся отвечать взаимностью - после потери статуса резидента ТОСЭР инвестировали в производство около 22 млн рублей.

— Как к вам пришла идея заняться производством одноразовой медицинской одежды и белья?

— Случайно. Когда моя жена готовилась к рождению ребенка, я попал в клинику и увидел, как обстоят дела в медицинских учреждениях. Состояние больниц и отсутствие средств индивидуальной защиты как у врачей, так и у пациентов оставили неприятное впечатление. Позже мне попалась статья о больничных инфекциях, и тогда совместно с семьей приняли решение организовать свое дело в этой сфере. В 2009 году, когда мы только запустили производство под брендом «Викамед», в России было всего 23 подобных компании. Конкурировать приходилось, в основном, с европейскими и китайскими компаниями. Поэтому нужно было техническое перевооружение предприятия, чтобы достичь высокого качества и скорости производства и получить возможность конкурировать. На тот момент по отдельным позициям нам даже удалось обойти компании из Китая, известные своей высокой производительностью.

— У вас производство полного цикла?

— Сегодня мы используем готовые материалы в качестве сырья. У «Викамед Текнолоджиз» есть автоматизированные линии: загружаем ролики нужной ширины и нажимаем на кнопку. Через доли секунды получаем маску. Ручной труд наша компания старается сводить к минимуму. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Совместно с нашими немецкими коллегами в настоящее время разрабатываем технологии, которые позволят роботизировать и процесс шитья. Рассчитываем, что года через три-четыре у нас появится полностью роботизированный производственный участок.

— Вы планируете перейти и к производству самого сырья?

— Пандемия показала, что производство, зависимое от поставщиков, всегда находится в зоне риска. Например, медицинский мельтблаун компания закупала в Китае. В ноябре 2019 года там цены на биржевом рынке стали очень сильно колебаться. Оценив возможные риски, буквально все, что у нас было, мы вложили в закупку материала. Когда границы закрыли, у нас сохранились запасы материала и благодаря этому нам удалось пережить кризис. В тот момент цена на мельтблаун взлетела с $2,5 до $160 за килограмм. Кроме того, его нельзя было вообще найти и купить в нашей стране. К тому же сложился дефицит резинок, которые не производили в России. Был всего лишь один завод, занимавшийся их производством, но он не справился с огромным спросом во время пика пандемии. Чтобы не останавливать свое производство, мы были вынуждены закупить соответствующее оборудование и стали сами производить резинки к маскам.

Для дальнейшего развития производства одноразовых медицинских изделий из нетканых материалов приняли решение перейти на полный цикл и производить все материалы, которые нам требуются для изготовления этих изделий. Это займет не один год. Но позволит встречать любые кризисы в полной готовности. И контролировать всю цепочку выпуска продукции.

— Что за оборудование вы используете?

— На нашем производстве есть китайское и немецкое оборудование. Китайское мы даже доработали сами, чтобы выпускать те изделия, которые изначально невозможно было производить на нем. В такую русскую смекалку китайцы долго не могли поверить. Немецкая техника представлена у нас автоматизированной линией по упаковке компании MULTIVAC. Она позволяет делать упаковку легкого вскрытия с peel-эффектом, за счет этого мы даем гарантию 100% стерильности наших изделий.

— Из какого материала изготавливаются маски на вашем производстве?

— Из СМС. Это трехслойный нетканый материал, по сути, стопроцентный полипропилен. Это ненатуральные ткани, но очень качественные и безопасные. В основе - мельтблаун, который дает защиту такого уровня, с которой не сравнится любой другой фильтр. Кроме того, СМС-ткани можно придать любое свойство. Например, антистатичность и антибактериальность.

— Почему вы не производите маски из тканых материалов?

— Потому что швеи не смогут выдать тот же результат, что оборудование. Объясню на примере: в период пандемии швея шила за смену 100-200 масок, оборудование выдавало в минуту 150 штук. К тому же мы стараемся вообще не прибегать к швейному производству - мы используем ультразвуковые технологии, которые позволяют безниточным способом сшивать материал. На выходе полотно получается цельным. Это дает дополнительную антивирусную защиту, удобнее для врача и пациента. И, конечно, позволяет ускорить процесс производства.

— Масочный режим остается одной из немногочисленных оставшихся ограничительных мер. Некоторые официальные лица говорят, что в августе 2021 года обязательное ношение масок будет отменено. Как это скажется на бизнесе?

— Если будет снят масочный режим - да, продажи упадут. Но мы изначально производили маски для медучреждений и продолжим их поставлять туда. Для возможности сохранить хороший заработок нам необходимо, чтобы упали цены на полуфабрикаты, а они достаточно высокие до сих пор. Более того, в России, по моим расчетам, на государственных складах лежит порядка 200-300 млн невостребованных масок. На портале госзакупок предлагается их покупка ниже себестоимости. При этом многие компании сейчас вынуждены продавать маски ниже себестоимости для выплаты долгов и кредитов, взятых в период пандемии.

— Что вы сделали, чтобы оставаться на плаву и не продавать товары ниже себестоимости?

— Мы стали изготавливать четырехслойные медицинские маски. Принципиальное отличие этих масок в том, что они имеют два фильтрующих слоя, вместо одного. Ранее в Россию такие маски завозили из Германии. Делая фильтр из мельтблауна и придавая ему дополнительные свойства, мы готовы предложить потребителю красивую маску с дополнительной защитой. Это уже изделия более высокого качества по более высокой цене. Мы не будем конкурировать с массовым производством в лоб, наша компания планирует активно заняться выпуском и продажей наиболее качественных средств индивидуальной защиты и выйти на мировой рынок. В Чехии и Германии сейчас принуждают носить по две маски, но зачем, если можно носить одну с двумя слоями?

— По вашему мнению, у людей сохранится привычка ношения масок?

— У какой-то части населения - безусловно. Есть статистика фармацевтических компаний о том, что продажа противовирусных препаратов в России в январе-феврале 2021 года упала на 25%. Это произошло потому, что люди стали носить маски. Маска скорее не защищает, а предохраняет, снижает риски того, что человек может заразиться вирусом.

— Кто является вашими основными заказчиками?

— Основными клиентами для нас являлись и являются медицинские клиники и центры. Например, институт микрохирургии глаза имени С.Н. Федорова, клиника института глазных болезней Гельмгольца, ивановский НИИ материнства и детства имени В.Н. Городкова. В период пандемии добавились еще и промышленные предприятия.

— Сколько человек работает в настоящее время на вашем предприятии?

— Сейчас у нас работают 13 человек. В период пандемии вахтовым методом работало порядка 70 человек. Средняя заработная плата для производственного персонала на текущий день составляет 47 тыс. рублей. Что любопытно, в период пандемии 80% персонала составляли жители Ярославля. Наши деньги и предоставляемые нами возможности для людей в этом смысле оказались сильнее вируса. И сейчас люди очень ждут открытия обновленной производственной площадки в Гаврилов-Яме для трудоустройства. Мы планируем запустить ее в середине июня. Я уверен, что не менее 50% работников предприятия будут ярославцами. Для приема к нам на работу необходимо, чтобы уровень образования был не ниже среднего специального. Это требование ко всем соискателям работы, включая местных жителей.

— У вас есть совместный проект «Купи маску - спаси ребенку жизнь» с благотворительным фондом «Дети Ярославии», нацеленный на помощь детям с онкологическими и тяжелыми гематологическими заболеваниями. Проект поддержали многие уважаемые люди Ярославля, такие как председатель Ярославского регионального отделения «Союза женщин России» Ольга Хитрова, ректор ярославского педагогического университета имени Ушинского Михаил Груздев и другие. Почему решили заняться подобным проектом?

— Когда я лежал в больнице с инсультом, по соседству располагалось детское онкологическое отделение. И я видел детей с этим тяжелым заболеванием. Тогда решил, что, как только появится возможность, обязательно буду помогать.

— Сколько средств было передано в благотворительный фонд благодаря продажам медицинских масок?

— С ноября 2020 года мы перечислили около 300 тыс. рублей. «Викамед Текнолоджиз» эту акцию будет расширять: мы увеличим линейку ассортимента, которая будет в ней участвовать. Такой шаг позволит оказывать детям еще большую финансовую поддержку.

— За 2020 год «Викамед Текнолоджиз» оказал поддержку различным организациям региона на общую сумму 1 млн рублей и передал более 200 тыс. средств индивидуальной защиты. Каким организациям были направлены средства и на какие цели?

— В основном, это больницы региона, детские дома и учреждения, где требовались маски. В период с мая 2020 года по май 2021 года мы вложили в благотворительные проекты порядка 2 млн рублей.

— В прошлом году компания «Викамед Текнолоджиз» принимала участие в акции «#Мывместе». В рамках акции волонтеры раздавали на улицах Гаврилов—Яма медицинские маски вашего производства, напоминая о необходимости их ношения в общественных местах. Как вы вообще решились на то, чтобы бесплатно раздавать товар?

— Мы здесь живем и нам дорого здоровье как населения в целом, так и сотрудников компании «Викамед Текнолоджиз», среди которых не было ни одного заболевшего коронавирусом. Если взглянуть на статистику, то каждый житель Гаврилов-Яма в период пандемии получил бесплатно в среднем по четыре маски.

Вся лента