Выйти из рабства

Главные экспозиции посткарантинного лета

Высокий сезон—2021 выглядит многообещающе. Должны состояться чемпионат Европы по футболу и Олимпиада, все больше стран не просто выходят из карантина, но и открываются для туристов, а музеи восстанавливают свою выставочную программу. Мы составили гид по экспозициям, которые будут доступны в ближайшие месяцы.

Что: выставка «Рабство»

Где: Rijksmuseum (Амстердам)

Когда: до 29 августа

От портретов кисти Рембрандта до ошейников и кандалов. Амстердамский Rijksmuseum решил посвятить масштабную выставку теме рабства. «Это часть нашей истории. Это обо мне, о вас, даже о короле — обо всех, кто сегодня живет в стране, а не только о потомках тех, чьи предки были рабами»,— поясняет директор культурной институции Тако Диббитс. И подчеркивает, что музей не намерен участвовать в политических дебатах. В середине XVII века Амстердам был главным европейским центром работорговли. За счет нее Голландия процветала. И мало заботилась о том, что миллионы мужчин, женщин и детей были пленены и оторваны от дома. Кураторы экспозиции решили рассказать историю рабства через десять личных историй. Так, в аудиогиде можно услышать голос Ма Чичи, которая родилась в рабстве в 1853 году. Ее бабушку поработили в XVIII веке на Кюрасао. В 1958-м 105-летняя Ма Чичи вспоминала ее слова. Та учила внучку всегда помнить, что все люди равны.


Что: выставка «Кусама: космическая природа»

Где: Нью-Йоркский ботанический сад

Когда: до 31 октября

Три года — именно столько готовилась масштабная выставка Яйои Кусамы, которая проходит в Ботаническом саду Нью-Йорка. Она должна была открыться еще прошлой весной, но тогда помешали пандемия и карантин. И вот год спустя фирменные тыквы японки (то ли танцующие, то ли изображающие инопланетное существо), сияющие шары и разноцветные скульптуры органично интегрировали в парковый ландшафт. А еще Кусама одела в ткань в горошек садовые деревья. Художнице уже 92 года, но она продолжает работать. Ряд объектов Яйои Кусама создала специально для нью-йоркской выставки. А в названиях некоторых работ отразила свое отношение к жизни. Так, в оранжерее разместилась инсталляция «Моя душа цветет вечно». Организаторы выставки говорят, что Кусама стала идеальным художником для Нью-Йоркского ботанического сада: у нее свой — особый — взгляд на природу, в которой она видит куда больше, чем другие.


Что: выставка «Дэмиен Хёрст: археология сейчас»

Где: Галерея Боргезе (Рим)

Когда: с 8 июня до 7 ноября

«Сокровища с места крушения корабля "Невероятный"» — так называлась выставка, которую весной 2017 года Дэмиен Хёрст представил в Венеции, причем сразу на двух площадках — в Палаццо Грасси и здании бывшей таможни Пунта делла Догана. Выставка тогда вызвала много разговоров, и мнения о ней разделились. Некоторые критики отмечали, что «так выглядит искусство, когда безудержные амбиции встречаются с безграничными финансовыми ресурсами». Спустя четыре года «Сокровища» Хёрста вновь покажут в Италии. На этот раз в Риме. Работы одного из самых дорогих современных художников в Галерее Боргезе выставят рядом с произведениями Тициана и Караваджо, Бернини и Кановы. Всего в экспозицию войдут около 80 арт-объектов британца. Помимо «затонувших» скульптур, выполненных из бронзы, каррарского мрамора и малахита, в Риме представят картины из серии «Цветовое пространство» 2016 года с фирменными цветными точками Хёрста, а также работу «Гидра и Кали». Последнюю выставят под открытым небом.


Что: выставка «Лики/Лица/Морды»

Где: Музей AZ (Москва)

Когда: до 11 июля

Варвары предпочитали изображать морды. Христиане взялись за лики. А с эпохи Возрождения художники начали писать лица. Но в XX веке в живописи все перемешалось. Именно произведения прошлого столетия показывают на выставке в московском Музее AZ. А точнее — портреты художников-шестидесятников и современных авторов. Подсказок, где лики, где морды, а где лица, зрителям не дают. Но от этого лишь интереснее судить самим. На выставке есть и загадочные персонажи Олега Целкова с широко раскрытыми то ли в улыбке, то ли в крике ртами, и как будто сотканные из мелких точечных мазков герои Бориса Свешникова, среди которых, как известно, преобладали чудаки и бродяги, и экспрессивные портреты Наталии Турновой, яркие краски которых навеяны детскими воспоминаниями об Афганистане, где художница родилась, и о Бирме, куда семья переехала, когда Турновой было пять лет.


Что:выставка Петера Фишли «Stop Painting»

Где: палаццо Корнер делла Реджина (Венеция)

Когда: до 21 ноября

Петер Фишли — швейцарский художник, одновременно выступивший куратором выставки «Stop Painting». Это — проект Fondazione Prada, который экспонируется в принадлежащем фонду венецианском палаццо Корнер делла Реджина. Выставку Фишли описал как «калейдоскоп отвергнутых жестов». Он решил исследовать разрывы в живописи последних полутора веков, вызванные технологическими и социальными изменениями. Всего Фишли выделил пять таких: распространение фотографии (еще в конце 1830-х, узнав о дагерротипии, французский художник Поль Деларош заявил: «Живопись умерла с этого дня»), изобретение реди-мейда и коллажа, сомнения в идее авторства, критику живописи как товара и кризис критики в посткапиталистическом обществе. Кроме этого, Фишли задался целью понять, способна ли нынешняя цифровая революция вызвать очередной кризис живописи. А может, напротив, будет способствовать ее обновлению. Художник собрал в проекте около 110 работ 80 авторов, среди которых Энди Уорхол и Лучо Фонтана, Франсис Пикабиа и Пьеро Мандзони, Марсель Дюшан и Брюс Науман.


Что: выставка Георга Базелица «Archinto»

Где: палаццо Гримани (Венеция)

Когда: до 27 ноября 2022 года

Еще одно венецианское палаццо принимает экспозицию — персональную выставку Георга Базелица. Она получила название «Archinto» в честь портрета 1558 года кисти Тициана, на котором итальянский живописец изобразил кардинала Филиппо Арчинто. В Венеции Базелиц покажет 12 недавно созданных полотен. Их разместили в залах старинного палаццо — на панелях, где до конца XIX века висели портреты членов семьи Гримани. Работы неоэкспрессиониста и живого классика — дань уважения городу и его художественным традициям. При этом Базелиц показывает, насколько изменилось искусство портрета со времен эпохи Возрождения до наших дней.


Что: выставка Тони Крэгга «Tony Cragg in Houghton Hall»

Где: Хоутон-холл (Норфолк)

Когда: до 26 сентября

Хоутон-холл — резиденция первого британского премьер-министра Роберта Уолпола, интерьеры которой роскошью отделки соперничали с Бленхеймским дворцом герцогов Мальборо и хранили одно из лучших собраний картин в Англии. Внук премьера продал сокровища Екатерине II, так что часть из них сейчас хранится в Эрмитаже. Но в Хоутон-холле продолжают выставлять искусство. До конца сентября бывшую резиденцию (как внутри, так и территорию парка) займет выставка британского скульптора Тони Крэгга. В 2016 году его произведения привозили в Эрмитаж, но на сей раз упор делается на самые свежие работы. Сам Крэгг называет себя радикальным материалистом и на протяжении всей карьеры исследует разные материалы. Он создает произведения как из классических бронзы и нержавеющей стали, так и из различных бытовых предметов — книжных полок, буфетов, стеклянных ваз и графинов, при этом нередко придавая своим объектам спиралевидную форму. Выставка Тони Крэгга станет шестой по счету экспозицией в Хоутон-холле начиная с 2015 года, когда была запущена инициатива, призванная соединить интерьеры поместья и парк с произведениями осовремененного искусства. При подготовке экспозиции работ Тони Крэгга организаторы столкнулись с логистическими проблемами. Крэгг живет в Германии, и из-за карантинных ограничений привезти работы было непросто. Тем не менее сделать это удалось, и теперь зрители получили возможность оценить, насколько удачно объекты вписались в парковый ландшафт и исторические интерьеры.


Что: выставка «Сокровища из коллекции семьи Тиссена-Борнемисы»

Где: Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)

Когда: до 22 января 2022 года

Один из главных мадридских музеев в этом году отмечает круглую дату — 100-летие со дня рождения своего основателя, барона Ганса Тиссена-Борнемисы. От отца, успешного промышленника, помимо бизнес-империи, включавшей корабельные верфи и нефтяные скважины, ему досталась богатая коллекция живописи XIV–XIX веков. Ганс продолжил ее расширять. Он покупал искусство XX столетия, прежде всего — немецких экспрессионистов. В 1992 году в Мадриде, в историческом дворце Вильяэрмоса, открылся музей. А год спустя правительство страны приобрело у Ганса Тиссена-Борнемисы основное ядро его собрания — 775 произведений, охватывающих период с XIII по XX век. В 1999-м к коллекции прибавились работы, принадлежавшие супруге барона, Кармен Сервере. Она заключила с властями отдельный контракт на долгосрочную аренду, который был продлен в начале 2021 года. На выставке, приуроченной к юбилею, покажут немецкие и голландские ювелирные украшения XVI–XVII столетий, изделия из горного хрусталя, скульптуру эпохи Возрождения, образцы итальянского барокко, картины разных школ XVII века и даже дорожный чемодан XVIII века с 66 аксессуарами.

Подготовила Анастасия Новикова

Вся лента