Принципы и арифметика

Валерий Чусов, протомиллениал, Москва

В список новых автомобилей, подлежащих повышенному налогообложению, попали некоторые модификации Skoda Kodiaq – они стоят больше трех миллионов рублей. Профессионалы автобизнеса и журналисты выразили недоумение: повышенная ставка транспортного налога известна как «налог на роскошь», а разве можно считать чешскую марку роскошной? Вот думаю: это профдеформация или коллеги «слишком много кушают»?

Меня удивила сама постановка вопроса. Для попадания в список Минпромторга критерий только один: цена свыше трех миллионов. Разве бриллиант перестает быть бриллиантом, если его вставили в кольцо на Московском ювелирном заводе, а не в мастерской Cartier или Wellendorff? Но мне ответили, что автомобиль за 33 333 евро не может считаться роскошным. Так, обычный «средний класс». Столько стоит Volkswagen Golf в Германии, и это не самая дорогая его версия.

Пусть так, но средняя зарплата в Германии – около четырех тысяч евро в месяц, так что на такой автомобиль средний гражданин ФРГ заработает за девять месяцев. В России же средняя зарплата – 50 тысяч рублей в месяц, поэтому три миллиона рублей – это средняя зарплата за пять лет. Исходя из этого, разве автомобиль дороже трех миллионов рублей – не роскошь?

В США налог на роскошь существовал с 1992 по 2002 год. Им облагалась покупка автомобилей дороже 30 тысяч долларов. При этом автомобиль местного производства в США в 1992 году стоил в среднем около 17 тысяч долларов. В России, по свежим данным агентства «Автостат», средневзвешенная цена автомобиля – 1,7 миллиона рублей, а налогом на роскошь облагают машины ценой от трех миллионов. Поразительное совпадение! Правда, только в цене, а не в размере налога.

В США он был равен 10 процентам. А сколько у нас? Возьмем тот же Kodiaq и посчитаем. Для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей транспортный налог повышается в 1,1 раза. Двигатель дорогих версий Kodiaq развивает 180 лошадиных сил, так что в Москве при ставке налога 50 рублей за одну лошадиную силу налог составит 9 тысяч рублей в год. Коэффициент увеличит его на 900 рублей. Причем повышенная ставка для этой категории действует только в первый год владения. Это однократный побор. А в тех регионах, где ставка ниже – а их примерно половина, – он будет еще меньше.

После этих вычислений мне стало немного смешно спорить. «В России грабят средний класс!» – говорили мои оппоненты. Средний класс, доходы которого во много раз превышают средние по стране, это не средний класс, это успешные и очень обеспеченные люди.

«Это удар по автобизнесу, который и так пострадал!» – говорили они. Если увеличение стоимости автомобиля на три сотых процента скажется на продажах, то автобизнес действительно находится в катастрофическом положении.

Единственный аргумент, с которым я согласен, – за семь лет цены на автомобили выросли процентов на сорок, с учетом этого подобные ценовые пороги стоило бы пересмотреть. Но я все равно не могу согласиться с людьми, которые рассуждают о налоге, не потрудившись даже выяснить, о каких суммах идет речь. Налоги – это вам не беременность и не канализация, которые либо есть, либо нет. И налоги так же неизбежны, как смерть. Но, в отличие от последней, могут быть необременительными. Потому что количество имеет значение.

Вся лента