Парижская опера дала третий звонок

Главный театр Франции возвращается к нормальной жизни

Генеральный директор Парижской национальной оперы Александр Неф объявил свой первый сезон 2021/22. Программа, составленная в сжатые сроки (господин Неф приступил к обязанностям досрочно) в условиях ковидной неопределенности и финансовых тисках, сулила сокращения со скидкой на пандемию, но они оказались минимальными. С подробностями из Парижа — Мария Сидельникова.

Директор парижской оперы Александр Неф

Фото: Opera National de Paris

В отличие от России, где театры в текущем сезоне не закрывались, а лишь ограничивали заполняемость залов, во Франции культурная жизнь остановилась с конца октября 2020 года, то есть на семь месяцев. Музеи, театры, кино открываются сегодня и до 30 июня, когда планируется снять последние санитарные ограничения, будут работать на неполную мощность. Но только не Парижская опера: у нее, напротив, конец сезона будет вполне под стать другим, куда более благополучным временам. Из опер — мировая премьера шестичасовой «Атласной туфельки» Марка-Андре Дальбави, «Тоска» Пуччини в версии Пьера Оди и «Милосердие Тита» Моцарта в постановке Вилли Деккера. У балетных — вечер балетов Ролана Пети, «Ромео и Джульетта» Нуреева и гала молодых артистов труппы. И это не считая концертов.

С осени же главный театр Франции намерен полностью вернуться к доковидной жизни. По крайней мере на пресс-конференции никаких условных наклонений прекрасно говорящий на неродном французском Александр Неф не использовал.

В музыкальных планах Оперы на будущий сезон — 21 спектакль, из них — восемь премьер. Программа концертов и спектакли академии — отдельно. «На первый план мне бы хотелось выдвинуть оперы, созданные специально для Opera de Paris, и те оперы, без которых невозможно представить три с половиной века истории музыки и танца,— наметил вектор господин Неф в своем вступительном слове.— Моя задача — продолжать жизнь этого репертуара и давать приоритет произведениям, написанным французским композитором или на французском языке. Таких спектаклей будет семь».

Гендиректор анонсировал сезон не в хронологическом порядке, а по степени «близости к сердцу».

Ближе всего оказался «Эдип» Джордже Энеску, им и откроется сезон. Это единственная опера румынского композитора, которую он писал больше 20 лет и которая не возвращалась в репертуар Парижской оперы с момента премьеры в 1936 году. Новую версию Александр Неф заказал Важди Муаваду, франко-канадскому театральному режиссеру и драматургу ливанского происхождения, который был на волне популярности в середине 2000-х, а вот теперь дебютирует в Опере. Эдип — британский баритон Кристофер Мальтман (исполнявший эту партию два года назад в Зальцбурге), за дирижерским пультом — немецкий маэстро Инго Метцмахер.

За национальное барокко в оперном сезоне будет представительствовать комическая «Платея» Жан-Филиппа Рамо (1745) в постановке французского режиссера Лорана Пелли, запланированная на июнь-июль 2022 года. Заглавную партию чванливой болотной нимфы приглашен петь тенор-афроамериканец Лоуренс Браунли (видимо, постановки Рамо в Опере призваны закрывать квоты по расовому вопросу — достаточно вспомнить «Галантные Индии» 2019 года).

Некогда любимая музыкальная трагедия Марии-Антуанетты — «Ифигения в Тавриде» (1779) Глюка — не появлялась в репертуаре Оперы 30 лет, возвращает Александр Неф и ее в провокационной версии Кшиштофа Варликовского, уже показанной в Штутгарте. Вместо Тавриды у режиссера — дом престарелых, где и мифы, и реальность принимают самые жестокие формы. Дирижировать премьерой будет знаменитый немецкий аутентист Томас Хенгельброк, а заглавная роль у американской дебютантки в Париже Николь Шевалье.

По-своему интригующе выглядит премьера оперы Леонарда Бернстайна «Тихое место»: это первое произведение американского композитора в репертуаре Оперы, первая сценическая версия в новой оркестровке Гарта Эдвина Сандерленда, вдобавок в качестве дирижера-постановщика заявлен Кент Нагано, ну а в качестве режиссера — снова Кшиштоф Варликовский, которому господин Неф посоветовал смешать в спектакле американский и европейский контекст.

Впервые приглашен работать в Оперу и живой классик, южноафриканский художник и режиссер Уильям Кентридж. В марте он выпустит «Воццека» Берга (в постановке, представленной несколько лет назад на Зальцбургском фестивале), а за пульт встанет женщина — финский дирижер Сусанна Мялкки.

За современные оперные формы отвечает «Семь смертей Марии Каллас» Марины Абрамович. Эта премьера — копродукция Баварской оперы, Греческой национальной оперы, Берлина и Парижа — должна была громко открыть прошлый сезон, но Гарнье закрыли на ремонт, спектакль показали лишь в Мюнхене, и только теперь наконец он доедет до Парижа. Где ждут в предстоящем сезоне также французскую премьеру оперы Дьердя Куртага «Конец игры» по пьесе Беккета (режиссер Пьер Оди).

Из русских названий, которые в правление предыдущего интенданта Оперы Стефана Лисснера регулярно появлялись в репертуаре, в будущем сезоне на сцену вернется только «Хованщина» Мусоргского в постановке Андрея Щербана (2013) с обновленным составом (Дмитрий Иващенко, Сергей Скороходов, Джон Дашак, Евгений Никитин, Дмитрий Белосельский, Анита Рачвелишвили).

То, что небосклон мировых оперных звезд все-таки несколько потускнел по сравнению с прежними парижскими сезонами, видно невооруженным глазом.

Но Александр Неф заверил, что явление это временное и обусловлено исключительно пандемийными трудностями, а никак не системными изменениями. Пообещал, что уже со следующего сезона все звезды вернутся на свои места. А пока остается надеяться, что фавориты сердца нового руководителя Оперы доставят удовольствие не только меломанам, но и сумеют наполнить кассу.

Но для этого у генерального директора есть штатная звезда: свеженазначенный музыкальный руководитель Оперы Густаво Дудамель. 22 сентября состоится инаугурационный концерт в честь нового главного дирижера, где выступят, в частности, Екатерина Губанова, Диана Дамрау, Мэттью Поленцани. А в апреле запланировал меценатский гала — поет Рене Флеминг, дирижирует Дудамель, все деньги — на нужды Оперы. Встанет звездный маэстро за пульт и в двух новых постановках: в «Турандот» Пуччини в версии Роберта Уилсона, которая запланирована под Рождество, в декабре, и в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, которую доверили дебютантке в Опере — британскому режиссеру, автору декораций, костюмов и видео Нетье Джонс.

Планы балета выглядят скромнее: в предстоящем сезоне не будет приглашенных гастролеров, рискованных громких премьер и новых неизвестных имен.

Но тем даже лучше: из имеющегося Орели Дюпон составила очень сбалансированную (в кои-то веки даже с перевесом в классику), творчески и финансово надежную программу, где нет ни одного «кота в мешке». Разве что вечер новых балетов Хофеша Шехтера (мужской балет Uprising, 2006, и In your room, 2007, на его же музыку). Но парижские артисты любят брутальную хореографию Шехтера, а это — залог половины успеха любого автора в Опере.

В сезоне — аж три классических балета: «Баядерка» и «Дон Кихот» Нуреева, и «Жизель», которая в Париже идет в версии Барта / Полякова, плюс «классика» неоклассики: единственный сюжетный балет Баланчина, «Сон в летнюю ночь».

Реставратор балетной старины и патриарх Оперы Пьер Лакотт с прошлого сезона ставит пуантовый трехактный балет по Стендалю «Красное и черное» на музыку Жюля Массне. Премьера намечена на октябрь. «Рапсодия» Фредерика Аштона — тоже большая проверка труппы образцовой классикой. Одноактный балет на музыку Рахманинова откроет многообещающий «русский» вечер в Гарнье. Одна из самых востребованных современных хореографов Шарон Эйяль представит свою версию «Послеполуденного отдыха Фавна» (премьера также переехала из этого, мертвого сезона), а под финал покажут «Весну священную» Стравинского в хореографии Нижинского (к оригиналу приближались усилиями хореографа-реставратора Миллисент Хадсен). Версия Пины Бауш вытеснила «оригинал» много лет назад: это первое возвращение «Весны» Нижинского на парижскую сцену с 1995 года.

Из громких премьер прошлых лет покажут «Игру» Александра Экмана, «Body and Soul» Кристал Пайт и отличный ретроспективный вечер балетов Матса Эка («Кармен», «Другое место» и «Болеро»). А откроется новый сезон традиционным гала для меценатов с эксклюзивной программой и историческим дефиле (дирижировать вызвался лично маэстро Дудамель).

Мария Сидельникова

Вся лента