Экономическая активность пошла навстречу неопределенности

Мониторинг опережающих индикаторов

Опережающие индикаторы деловой и потребительской активности фиксируют ее заметное охлаждение в апреле 2021 года. Как уже сообщал “Ъ”, индекс промышленного оптимизма Института Гайдара в апреле потерял 1,5 процентного пункта (п. п.) на фоне все еще высоких прогнозов и намерений сектора быстро повышать цены, что раскручивает инфляционную спираль, подогревая инфляционные ожидания компаний и граждан. Сезонно скорректированные индексы деловой активности Росстата в добыче в апреле немного снизились (с минус 1,4 до минус 1,5), а в обработке — остались на мартовском уровне (минус 1 пункт). «Основными проблемами для компаний долгие годы остаются неопределенность экономической ситуации, высокие налоги и недостаточный внутренний спрос, но власти, видимо, по-своему видят проблемы в экономике»,— комментирует их динамику Дмитрий Полевой из «Локо-Инвеста».

На этом фоне ЦБ фиксирует снижение до минимальных с начала года значений потребительской уверенности населения — прежде всего в силу оценок текущих доходов (см. график). При этом готовность сберегать оказалась на минимумах с конца 2015 — начала 2016 года на фоне неизменной склонности к крупным покупкам. «Люди потребляют, как в последний раз, что краткосрочно может поддерживать инфляционные риски, но средне/долгосрочно является неустойчивой тенденцией ввиду ограниченного потенциала роста доходов и рекордных показателей кредитной нагрузки. В таких условиях ЦБ становится еще сложнее выбрать правильную траекторию по ставке: нужно сдержать рост спроса и сильно не ударить по экономике»,— отмечает господин Полевой.

По данным ЦБ, в марте необеспеченное потребкредитование росло докризисными темпами, а отток депозитов (особенно валютных) продолжился — в том числе из-за роста геополитической напряженности и ослабления курса рубля. Набор факторов в виде низких доходов граждан, роста цен и инфляционных ожиданий и высокой неопределенности может остановить восстановление экономики. Уже во вторник представители ЦБ проводили словесные интервенции (см. “Ъ” от 27 апреля) с целью охладить спрос граждан на кредиты и стимулировать их сберегательные настроения, но неизвестно, насколько они будут эффективны при нынешней доходности вкладов.

Алексей Шаповалов

Вся лента