«Замороженный конфликт рискует разморозиться»

Дмитрий Дризе — о ситуации вокруг Приднестровья

Не нужно делать резких движений — так Кремль отреагировал на намерение избранного президента Молдавии требовать вывода российских войск из Приднестровья. Майя Санду считает, что военных миротворцев из России следует заменить гражданскими наблюдателями ОБСЕ. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков предостерег Кишинев от поспешных действий, поскольку это грозит дестабилизацией в регионе. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает такой сценарий вполне вероятным.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Случилось то, что давно должно было случиться — замороженный конфликт в Приднестровье дал о себе знать. Нечто подобное происходило и раньше. Однако сейчас вероятность очередного обострения возрастает в разы. По идее, стремление власти навести порядок должно только приветствоваться. Именно об этом и заявляет избранный президент Молдавии Майя Санду в своих многочисленных интервью.

Дело в том, что за почти 30 лет существования непризнанной республики на левом берегу Днестра там возник особый порядок хозяйствования и государственного управления. Понятно, что все это не всегда соответствует общепринятым цивилизованным нормам. В этой связи возникли две большие проблемы. Первая в области большой политики — это так и не определенный статус ПМР (Приднестровской Молдавской Республики). В непризнанной республике находятся российские войска — это в первую очередь миротворцы, которые обеспечивают выполнение соглашений о прекращении огня от 1992 года. Еще одна группировка охраняет военный арсенал в селе с говорящим названием Колбасна. Боеприпасы стареют и в один прекрасный момент рискуют взорваться. Все это нужно утилизировать, а охрану отправить домой. И вроде Москва против этого не возражала. Тем не менее, годы идут, и никакого движения нет.

И вот Майя Санду, которая считается сторонником евроинтеграции, намерена вновь этот вопрос поставить и, кроме того, заменить российских миротворцев силами ОБСЕ. Почему? Потому что есть подозрения, что россияне не совсем беспристрастны, симпатизируют Тирасполю. Кремль отреагировал прохладно. Это не удивительно — наличие войск гарантирует, что республика останется под его влиянием. Хотя насколько официально Россия там на что-то влияет, вопрос также дискуссионный, а вот расходы на содержание группировки несет.

Чем известна Майя Санду

Смотреть

Вторая проблема не менее острая, она лежит в газовой сфере. Дело в том, что Приднестровье получает российский газ, но за него не платит, предлагая это сделать официальному Кишиневу. И так накопился долг более чем на $6 млрд. То есть независимость избирательная. Когда нужно платить, тогда мы — Молдавия, а когда получать — гордая республика. Понятно, что вокруг всего этого кормится немало нужных людей и структур. И вот президент Санду решила все это ликвидировать и, соответственно, не платить за независимый Тирасполь.

Справится ли хрупкая женщина, выпускник Гарварда с годами отлаженной теневой схемой?

Справится, если найдет подход к партнеру, окажет российскому руководству уважение, не будет присоединять Приднестровье к Румынии, немедленно вступать в НАТО, пообещает некую новую интеграцию с Востоком, а не с Западом.

Это непросто. Тем не менее, если в Кремле увидят, что Санду — человек, с одной стороны, серьезный, а с другой, прагматичный, понимает, с кем имеет дело и возможные выгоды от доброго расположения бывшей метрополии, почему бы не пойти на разумный компромисс?

В случае же если по-хорошему договориться не удастся, конфронтации не избежать. А это очень опасно, учитывая нахождение в ПМР российских войск, негативный настрой США и ЕС в отношении Москвы и что республика не граничит с Россией — путь к ней ведет через враждебную Украину. Замороженный конфликт рискует разморозиться. А горячих точек и без Молдавии хватает — Белоруссия, Нагорный Карабах, Киргизия — непросто все на внешнем контуре. И так может статься, что впереди очередное серьезное испытание для российской внешней и оборонной политики.

Там смуглянка-молдаванка собрала электорат

Что будет после того, как Майя Санду выиграла выборы у «руки Москвы»

Читать далее

Вся лента