Картон до гробовой доски

В Крыму запускают новую для России ритуальную услугу

Уральский предприниматель, открывший несколько лет назад в Крыму первый крематорий, запустил на полуострове производство картонных экогробов. Такие изделия легче и дешевле классических аналогов, говорит он, а горят в десять раз быстрее. Кладбища крымской столицы уже практически исчерпали ресурсы, поэтому клиенты все чаще выбирают кремацию. Ритуальная компания при этом предлагает украсить гроб принтами на любой вкус и цвет, а также позаботиться об окружающей среде.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

В Крымской национальной мемориальной компании рассказали “Ъ”, что запуск новой погребальной услуги не связан напрямую с пандемией коронавируса, с начала которой в регионе, по данным местных властей, умерли уже 222 человека. Разве что косвенно, поскольку картонный гроб стоит дешевле деревянных аналогов.

Его цена составляет от 2,5 тыс. до 3 тыс. руб., а стоимость классического гроба стартует от 4,5 тыс. руб.

Поэтому картонное изделие доступнее для потребителя в условиях усугубляющегося на фоне пандемии экономического кризиса. Весит такой экогроб, с заглушками вместо гвоздей, не более 5 кг, а горит в условиях крематория в 10 раз быстрее деревянного. При этом подходит для любых видов погребения. Помимо выбора модели, цвета и декора покупателям предлагается самостоятельно определить рисунок, которым будет украшено изделие с помощью принтера.

Реализует новую для России ритуальную опцию основатель и бывший владелец старейшего в Екатеринбурге похоронного дома «Габбро» Михаил Ремез, который в 2018 году открыл в Крыму первый на полуострове крематорий. «Эту идею мы вынашивали на протяжении нескольких лет. В России ежегодно вырубается 1,2 млн га леса, из которых 0,9% уходит на производство гробов, а классические похороны загрязняют грунтовые воды и почву, поэтому им на смену приходит экокремация. В США, Европе и Китае давно используют данную технологию»,— заявил “Ъ” господин Ремез.

Картонные листы для экогробов поставляются на полуостров с картонажной фабрики в Краснодарском крае. В Севастополе их раскраивают, в Симферополе красят и принтуют, а потом собирают.

«К слову, мы не принимаем на хранение тела умерших от COVID-19, а сразу вне очереди отправляем на кремацию. Дополнительную плату за срочность не берем. Я считаю, что человек не виноват в том, что заразился коронавирусом, тем более умер»,— подчеркивает Михаил Ремез.

По его словам, экогробами уже заинтересовались коллеги по похоронному бизнесу из Тюмени и еще ряда регионов страны. Часть полученной прибыли господин Ремез обещает выделять на финансирование высадки новых деревьев. В региональном Роспотребнадзоре “Ъ” заявили, что хоронить и тем более кремировать умерших граждан в картонных гробах в условиях пандемии не запрещается.

По данным администрации Симферополя, кладбища крымской столицы уже практически исчерпали свои ресурсы: на 18 объектах похоронного назначения общей площадью 175 га негде хоронить. Вопрос с выделением новой земли пока не решен, поэтому крымчане все чаще выбирают альтернативные способы захоронений — подзахоронение к могилам родственников или кремацию, доля которой по отношению к захоронениям в землю сейчас составляет 10–15%.

В республиканском Центре экологической помощи заявили, что производство картона на целлюлозно-бумажных комбинатах далеко не самое безвредное для окружающей среды — было бы лучше, если бы его организовали на базе вторичного сырья, когда перерабатывается старая макулатура. Также много вопросов с точки зрения экологии вызывают выбросы в атмосферу продуктов сгорания крематория, содержащие множество вредных веществ.

Александр Дремлюгин, Симферополь

Вся лента