«Мало кого интересует, что мэр избран народом»

Дмитрий Дризе — об аресте Ивана Кляйна

Мэр Томска Иван Кляйн арестован на два месяца. Он подозревается в превышении служебных полномочий, эта статья предусматривает до семи лет лишения свободы. Кляйн был задержан силовиками прямо во время совещания в мэрии. Суд отказался поместить его под домашний арест по причине того, что он может оказать давление на свидетелей, своих непосредственных подчиненных. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не исключает, что градоначальник стал жертвой бизнес-конфликта.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Иван Григорьевич Кляйн родился в Казахстане, куда выселяли русских немцев. Человек он уважаемый, прошел трудовой путь от механика на Томском пивоваренном заводе до генерального директора и главного акционера крупнейшего в регионе предприятия, дважды избирался мэром, последний раз в 2018 году. И вот он за решеткой. Ситуация для России привычная, мэров у нас сажают часто.

В чем же виноват Иван Кляйн? Ему вменяют превышение служебных полномочий. Некий бизнесмен решил построить жилой комплекс вблизи того самого пивоваренного завода «Томское пиво», но не смог, потому что вокруг предприятия установлена 300-метровая санитарно-защитная зона. По версии следствия, приложил руку к этому сам Кляйн, внеся соответствующие дополнения в градостроительную документацию. СК считает, что делать этого он права не имел. Речь идет об умышленной попытке подыграть своей родной компании.

И вот градоначальнику светит до семи лет лишения свободы, а вокруг пивзавода с высокой долей вероятности теперь вырастут жилые дома. На месте мнимой санитарной зоны зазвучат радостные детские голоса. Ведь государство таким образом решает жилищный вопрос своих граждан, расселяя их в непосредственной близости к не совсем полезному производству. Будут вдыхать запахи пивоваренной продукции — это первое, что приходит в голову при беглом рассмотрении вопроса. Нет, наверное, избранный народом мэр города Томска не святой.

Тем не менее, что-то подсказывает: мы имеем дело с классическим бизнес-конфликтом. Приглядели хорошее место, решили застроить, заработать, заодно отчитаться о выполнении нацпроекта «Жилье и городская среда», а здесь этот Кляйн. По идее, что нужно делать? Идти в суд, искать правды там, привлекать экспертов, экологов. Но мы же понимаем, что это долго и дорого. Проще привлечь силовиков — старый, проверенный метод. Мэра задерживают прямо в рабочем кабинете во время совещания, сажают в СИЗО. Здесь же и телекамеры.

Ваш браузер не поддерживает видео

Схватили за руку крупного чиновника — у нас это любят. А дальше, видимо, уже новый мэр ликвидирует санитарную зону, а заодно, может быть, и завод выселит куда-нибудь, и застройка пойдет ударными темпами.

Как сейчас модно говорить, Иван Кляйн не сумел соблюсти элитный консенсус. Не договорился с серьезными людьми и теперь имеет большие шансы отправиться в колонию и даже потерять активы.

При этом мало кого интересует, что мэр избран народом, что он, наверное, приносит пользу городу Томску, и его отсутствие ухудшит положение. Вряд ли эти аспекты берутся в расчет. Хотя, возможно, и напрасно, учитывая происходящее в Хабаровске. Беда в том, что это не уникальная история — так происходит повсеместно. Просто здесь речь идет о мэре крупного города. Именно поэтому тема попала в федеральную повестку.

Тем не менее, за Кляйна все-таки поручились, и даже нынешний сенатор от Томской области, бывший губернатор Виктор Кресс, и общественное мнение тоже отчасти на его стороне. Надежды мало, но все-таки. Желательно, конечно, чтобы и Москва обратила внимание. А то сейчас много спрашивают: а почему у нас нацпроекты буксуют и федеральные программы не выполняются? А кому их исполнять, если чиновники или в СИЗО, или активы делят?

Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале «Ъ FM. Мнения и Новости».

Вся лента