Граждане занимают до карантина

Автокредитование выбирается из провала

В сентябре рынок автокредитования начал восстанавливаться после провала в августе. Число выданных кредитов сохранилось на уровне августа, а средняя сумма выросла на 0,4%. Нового падения на рынке избежать позволили пополнившиеся склады автодилеров и опасения потребителей, связанные с ростом цен на автомобили из-за колебания курса валют. Эксперты ожидают, что до конца года спрос на автокредиты будет держаться на текущем уровне, если не случится повторения весеннего карантина.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в сентябре было выдано 87,2 тыс. автокредитов на сумму 74,83 млрд руб. Это почти столько же, сколько и в августе, и на 2,4% и 11,3%, больше, чем в сентябре прошлого года. Выросла в сентябре и средняя сумма автокредита— с 854,4 тыс. до 857,9 тыс. руб. Таким образом, начавшееся в августе падение — рынок после резкого июльского скачка сократился на 13% в количественном и на 9,7% в денежном измерении — остановилось.

После рекордного июля выдача автокредитов в августе—сентябре несколько замедлилась, но тем не менее в третьем квартале 2020 года было выдано на 5,1% больше автокредитов, чем за аналогичный период прошлого года, отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. «Откат в августе был связан с дефицитом ряда марок у автодилеров,— поясняет он.— Но по мере насыщения отложенного спроса активность на рынке автокредитования постепенно пойдет на спад». Одна из причин — ожидание покупателями повышения цен на автомобили из-за роста курса валют. «Граждане стараются как можно скорее купить автомобиль, опасаясь дальнейшего роста цен,— считает гендиректор ОКБ Артур Александрович.— Можно ожидать значительного роста автокредитования в ноябре, когда в автосалоны завезут достаточное количество машин в популярных комплектациях».

Автодилеры уверены, что повышенный спрос на авторынке сохранится.

Дефицит сохраняется практически по всем маркам и моделям, отмечает гендиректор ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин, указывая, что по части локальных брендов поставки ожидаются в конце октября, по импортным — уже после Нового года. Директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский считает, что помимо дефицита автомобилей на спрос сейчас влияет и обеспокоенность потребителей колебанием курса — многие клиенты решили поспешить с покупкой. До конца года спрос будет держаться на текущем уровне, прогнозирует господин Петрунин, большего ажиотажа среди клиентов не будет, так как цены на автомобили растут, ситуация с коронавирусом в стране ухудшается, а отложенный спрос исчерпывает себя.

Банки же прогнозы по автокредитованию давать не спешат — традиционные позитивные факторы последних месяцев года могут не сработать в этом году.

Так, «Тинькофф» выдал в сентябре 6,3 тыс. автокредитов на 3,3 млрд руб. Эти показатели на 6,8% и 1,2% соответственно больше, чем в августе. В Сетелем-банке (дочернее подразделение Сбербанка) объем автокредитов в сентябре вырос на 5% в количестве выданных кредитов и на 2% в сумме к августу. В сентябре объем выдачи автокредитов ВТБ составил свыше 7,77 млрд руб., что на 9% больше, чем в августе, указали там. Но не все банки фиксируют рост автокредитования. Так, в сентябре Русфинанс-банк (дочернее подразделение «Росбанка») выдал более 10 тыс. автокредитов, что на 4% ниже уровня августа. При этом если сравнивать сентябрь 2020 года и сентябрь 2019 года, то средний размер автокредита увеличился на 15%, приводит данные директор департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бородавин. По его словам, этот рост связан как с повышением стоимости автомобилей на рынке, так и с увеличением максимальной стоимости автомобиля в рамках госпрограмм льготного автокредитования.

Экспертам пока сложно давать прогнозы до конца года. «Традиционные позитивные факторы вроде повышенного спроса в четвертом квартале и выделения дополнительных бюджетов на финансирование государственных программ поддержки могут быть нивелированы дефицитом определенных моделей автомобилей и непростой эпидемиологической обстановкой»,— считает господин Бородавин. На рынке есть отложенный спрос на покупку автомобилей и есть новые интересные предложения по автокредитованию (цифровые сервисы вроде платформ «Сбера» и ВТБ). Это должно стимулировать восстановление рынка, уверен старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Денис Гаврилин. Что касается второй волны, то в случае введения ограничений по весеннему сценарию это повлияет на всю экономику, не только на автокредитование, заключает он.

Полина Трифонова, Ольга Никитина

Вся лента