Требуется человек

Фильм «Играй для каждого» стал открытием 42-го Московского международного кинофестиваля. Режиссер Иван Петухов (слева) и актер, музыкант Евгений Егоров (справа) на премьере фильма

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Одним из открытий закончившегося 42-го Московского международного кинофестиваля стала короткометражка «Играй для каждого», созданная при участии Газпромбанка. Человеческое и душевное кино возвращает зрителя к главной ценности — эмпатии, вниманию к другим.

Михаил Алексеев

Пятерка участников заштатного духового оркестрика отправляется на очередное выступление — поступил заказ. Трубач слушает в наушниках тишину, музыканты устало обсуждают нескладные жизни друг друга и предстоящий гонорар… Обратно они поедут, сияя от вдруг озарившего их вдохновения и смысла. Улыбаясь, они будут толкать снова и снова глохнущий в полях микроавтобус, вспоминая, сколько радости и красоты открывает жизнь. Что же произошло между поездками туда и обратно?

Фильм «Играй для каждого» создала кинокомпания Тимура Бекмамбетова BAZELEVS по инициативе и при содействии Газпромбанка — он выступил спонсором и сопродюсером. Двадцатиминутная короткометражка вошла в программу «Перспективы» 42-го Московского международного кинофестиваля. Название программы оказалось символичным: с одной стороны, фильм действительно стал экспериментальной работой, развивающей язык кино в диалоге с молодежной аудиторией. С другой — обозначил перспективу — социальную и нравственную, и она неожиданно (ведь авторское кино часто достаточно угрюмо) оказалась спасительной и жизнеутверждающей.

Это первый опыт банка в работе с кино, и упоминается он только в титрах. То есть это не реклама. Что же это?

Как правило, никто не ожидает от финансовой организации душевности, отношения с ней — это скорее взаимовыгодное сотрудничество. Но у мощной финансовой организации есть ресурс менять жизнь вокруг. Как — вопрос открытый.

Анастасия Смирнова, вице-президент, начальник департамента коммуникаций и маркетинга Газпромбанка:
«Для нас этот фильм очень важен,— признается вице-президент, начальник департамента коммуникаций и маркетинга Газпромбанка Анастасия Смирнова,— потому что наш бренд — это про масштаб влияния на окружающий мир. Один из важнейших наших принципов — меняясь сами, меняем мир вокруг себя. Как бы помпезно это ни звучало, этим фильмом мы манифестируем внимание к людям, участие в их жизни, эмоциональном и ценностном развитии. Уверена, зрители, посмотрев кино, задумаются о человечности, ощутят ценности, которыми руководствуется банк. Это то, к чему мы стремились».

По словам режиссера Ивана Петухова, в основу фильма легли реальные события. Идея «Играй для каждого» выросла из документальной истории, случившейся в канун 9 Мая,— оркестр приехал выступать для одного ветерана войны. Режиссер увидел пост в соцсети и понял — да, это хорошая отправная точка.

Широкой публике сценарист и режиссер Иван Петухов известен комедией «Новые Елки» и сериалом о самоизоляции «Взаперти». Профессионалам — победой в конкурсе сценариев под названием Jameson First Shot, главным призом которого стала возможность снять свой фильм в Лос-Анджелесе при участии Умы Турман (так появилась короткометражка «Подарок»).

Набор исполнителей в фильме «Играй для каждого» -— звездный. Одну из главных ролей исполнил лауреат премии «Ника» Тимофей Трибунцев. Компанию ему составили Сергей Неудачин, Сергей Габриэлян, Евгений Егоров, Игорь Савочкин, Елена Доронина, Константин Чепурин, Роберт Фишман, Денис Медведев, Дарья Белова.

«Играй для каждого» — история о негероях. О людях земных, обычных, их мы встречаем в метро, на вокзале, в толпе. Это история о маленьких людях, которые способны на большие поступки. И тем важнее о них рассказать.

Фильм должен был быть готов к юбилейной годовщине Победы, но пандемия спутала планы. Даже прослушивать актеров пришлось онлайн.

Снять короткометражку на тему 9 Мая так, чтобы это не выглядело вторично и слезливо,— задача почти неразрешимая. «Тема — богатая и сложная, но одновременно и исхоженная, изъезженная за годы и десятилетия колея,— соглашается режиссер Иван Петухов.— Что тут скажешь нового? В итоге, кажется, свежий подход удалось найти».

Музыка спасает, особенно если она обращена к каждому из нас. Кадр из фильма «Играй для каждого». 2020 год

Фото: BAZELEVS

По словам Анастасии Смирновой, «"Играй для каждого" — это фильм не о войне, а о ее эхе в нас сегодняшних. О том, как она отзывается в молодых людях, которые живут в 2020 году. Не случайно именно молодой барабанщик — главный идейный вдохновитель поездки героев фильма. Память порождает благодарность и размышления, разговор с историей и людьми. Все имеет свое продолжение. И события тех лет могут менять людей и сегодня. Несмотря на то что это кино о музыкантах, в нем очень много тишины. Герои вслушиваются в себя».

Сценарий сильно менялся в ходе работы, рассказывает режиссер, «если взглянуть на синопсис и сравнить с фильмом, общей окажется только сюжетная канва. Изменились герои, их характеры, речь. Изменились локации. Ушли лишние сцены, добавился новый финал. Каждый новый участник команды что-то добавлял, особенно много мы общались на эту тему с оператором Михаилом Кричманом (он классик современного кинематографа, в частности работал с Андреем Звягинцевым над фильмами "Елена", "Нелюбовь", "Левиафан" и с Алексеем Федорченко над "Овсянками".— "О"). Все описанное — обычный сценарный процесс, но в этом случае абсолютно созидательный, что редкость. Самым сложным оказалось отсекать на монтаже уже отснятое, целые сцены, фрагменты. Но фильм оказался из таких, что чем больше из него убираешь, оставляешь за кадром недосказанным, невысказанным, тем лучше он работает».

Фильм снимался уже летом и был смонтирован к Московскому кинофестивалю. Его дальнейшая судьба -— конкурсные показы. В следующем году, возможно, он попадет на телевидение. Газпромбанк и BAZELEVS не исключают, что будут и другие совместные картины о ключевых человеческих ценностях. «Планы пока открытые,— говорит Иван Петухов.— Есть три истории, которые ждут того, чтобы их рассказали, но "Играй для каждого" задает определенную планку и, вполне возможно, от них ничего не останется. Нет необходимости снимать много или спешить — наш процесс не про это».

Вся лента