«Рынок начнет расти опережающими темпами»

О способах участия физических лиц в IPO на международном рынке, продуктовых решениях, призванных облегчить этот процесс, перспективах российского рынка первичных размещений рассказал “Ъ” председатель совета директоров QBF Роман Шпаков.

Председатель совета директоров QBF Роман Шпаков

Фото: Предоставлено QBF

— Как инвесторы могут поучаствовать в IPO иностранных компаний?

— Чтобы получить прямой доступ к первичным размещениям, нужно быть квалифицированным инвестором. Для этого владелец капитала, если коротко, должен отвечать одному из следующих требований: 6 млн руб. денежными средствами либо бумагами, активность на фондовом рынке, соответствующее образование или опыт работы, наличие сертификатов (например, аттестаты ФСФР, сертификаты CFA, CHA, FRM).

Причем каждый профучастник квалифицирует инвестора самостоятельно и не может принимать соответствующие документы от других участников рынка.

— В размещениях на каких площадках участвуют ваши клиенты?

— В основном им интересны IPO на американских площадках — NYSE, NASDAQ. На эти площадки приходится самое большое количество первичных размещений.

— Планируете расширять доступ инвесторов и к другим рынкам, например азиатскому, в какой перспективе?

— В ближайшем будущем Азия может опередить американский рынок по количеству размещений. Азиатский рынок активно развивается, в то время как в США наблюдается некоторая стагнация, которая пусть и не так явно видна сейчас, но в перспективе нескольких лет очевидно усилится. Как только начнет стихать ажиотаж вокруг американского рынка, а капитал будет искать точки применения в других местах, мы сразу предложим клиентам инфраструктуру для участия в IPO на азиатских площадках.

— С каким объемом средств инвестор может поучаствовать в IPO?

— Если речь идет о квалифицированных инвесторах и прямом участии в размещениях, то минимальный порог начинается с $10 тыс. Для тех, кто не является квалифицированным инвестором либо не хочет постоянно следить за всеми размещениями на рынке и принимать решение по каждой из компаний, мы разработали продукт «Первичные размещения», в основе которого лежат иностранные ETF. В этом случае порог входа начинается от 100 тыс. руб.

С начала 2020 года ряд иностранных биржевых фондов, участвующих в первичных размещениях, прибавил в стоимости примерно 60–70%. Это свидетельствует о том, что рынок, мягко говоря, перспективен.

— Почему в качестве базового актива выбрали иностранные ETF? В чем преимущество такой упаковки?

— Такая упаковка имеет ряд преимуществ перед прямым участием в IPO. Это не только низкая минимальная сумма входа и отсутствие необходимости получения статуса квалифицированного инвестора, но и более короткий горизонт инвестирования, возможность досрочного выхода, широкий географический и отраслевой охват размещений. В результате достигается высокая степень диверсификации рисков при достаточно высокой целевой доходности.

— За счет чего достигается защита капитала?

— Защита достигается за счет ограничения лимита максимальной просадки в 25%.

— На какую доходность ориентируете клиентов? Какой горизонт инвестирования?

— С начала года доходность по включенным в продукт ETF составляет около 70% в долларах, хотя, конечно, стоит понимать, что так может быть не всегда. И это публичная информация по всем фондам. Горизонт инвестирования я бы обозначил от одного-двух лет с учетом диверсификации всех рисков.

— Считается, что IPO — высокорисковая инвестиция и подойдет не всем инвесторам.

— Всем инвесторам IPO не подойдет — слишком рискованное и нервное это занятие. Именно поэтому отчетность, например, в классическом доверительном управлении публикуется раз в месяц или даже раз в квартал, потому что анализ ежедневной волатильности — слишком большой стресс для владельцев капитала.

Изначально регулятор был против участия российских инвесторов в зарубежных размещениях по причине оттока капитала за рубеж. Однако в этом году тренд сменился: Банк России своевременно распознал потребность рынка — инвестор с учетом снижающейся ключевой ставки не готов получать 3–5% годовых по депозиту. На фоне оттока капитала из банковской сферы помешать инвесторам в их желании участвовать в зарубежных размещениях невозможно. В итоге ЦБ принял совершенно правильное решение ограничить риски для инвесторов, имеющих небольшой опыт на рынке. Идеальность технического исполнения данного ограничения — вопрос дискуссионный. Но то, что оно было необходимо,— это бесспорный факт.

Что же касается размещений в России, возможно, мы находимся сейчас где-то в 2001–2002 годах по уровню развития нашего российского фондового рынка. Не по количеству брокерских счетов или объему торгов на отечественных биржах, а именно в вопросе выхода российских компаний на IPO. Но очень велика вероятность того, что рынок начнет расти опережающими темпами, а инвесторы, которые инвестируют в классические инструменты, такие как депозиты, будут с улыбкой вспоминать годы, когда они не хотели разбираться в активах, которые могут принести высокий доход.

— Не планируете расширять линейку за счет фондов компаний, которые только готовятся к IPO?

— Тема очень актуальна, мы видим спрос со стороны клиентов, желающих заработать на pre-IPO еще больше, чем на IPO. Однако на рынке уже были не очень удачные попытки в этом направлении, когда денежные средства клиентов инвестировались в компании, которые так и не вышли на IPO.

При такого рода инвестициях важно понимать, что pre-IPO должно стать именно pre-IPO, а не средством для получения очередного раунда инвестиций руководством компании без перспектив выхода на биржу. Как это понять? Например, если компания начинает заявлять, что IPO входит в ее стратегию, то надо смотреть на ее текущих акционеров. В случае если среди них есть те, кого больше волнует конкретный краткосрочный или среднесрочный прирост стоимости актива, то мы понимаем, что в этот актив входить стоит. Но даже в этом случае есть вероятность, что размещение не состоится, и об этом всегда стоит помнить.

Вся лента