Сам себе краболов

В бюджете не нашлось субсидий на строительство судов

Госпрограмма развития судостроения не предусматривает субсидий на строительство краболовов, следует из проекта вносимых в нее изменений. Общий объем субсидий должен был составить 4,5 млрд руб. Добытчики краба опасаются, что, поскольку ссылка в проекте дается на проект бюджета, они так и не будут выделены. Но для судоверфи «Звезда» дополнительные 30 млрд руб. все же нашли. По мнению экспертов, пренебрежение строительством высокотехнологичных судов в пользу крупноузловой сборки с точки зрения развития компетенций выглядит сомнительным.

Фото: Владимир Павлов, Коммерсантъ

Минпромторг опубликовал на regulation.gov.ru проект изменений в госпрограмму «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Как следует из пояснительной записки к документу, в проекте бюджета на 2021 и плановые 2022–2023 годы по этой госпрограмме предусмотрено финансирование в объеме 25,4 млрд руб., 21,9 млрд руб. и 25,3 млрд руб. в 2021–2023 годах соответственно. Эти суммы отличаются от предусмотренных действующей редакцией госпрограммы: на 2021 год добавлено 2,3 млрд руб., а с 2022–2023 годов финансирование, наоборот, снято, сократившись на 2,8 млрд и 6,9 млрд руб. соответственно. Таким образом, в целом за три года оно снижается на 7,4 млрд руб. В Минпромторге комментариев “Ъ” не дали, в Минфине не ответили на запрос.

Увеличение в 2021 году происходит за счет сдвига с 2022 на 2021 год взноса в уставный капитал Объединенной судостроительной корпорации для поддержки лизинга судов. А судоверфи «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка) выделяют дополнительные средства на компенсацию разницы между рыночной ценой и стоимостью строительства крупнотоннажных судов. Если раньше до 2030 года весь объем субсидий составлял 22,1 млрд руб., то сейчас до 2025 года компании дадут дополнительные 31,2 млрд руб. О том, что «Звезда» получит субсидии на строительство трех газовозов для НОВАТЭКа в 2020–2022 годах, которых не хватит на покрытие разницы их стоимости, “Ъ” писал в конце 2019 года (см. “Ъ” от 12 декабря 2019 года). Как уточнял глава Минпромторга Денис Мантуров, объем субсидирования по всем 15 газовозам оценивается в 45 млрд руб.

Секвестру подверглись научно-технические разделы программы, а также субсидии судоходным и рыбопромышленным компаниям на приобретение судов.

При этом, сообщается в документе, на господдержку закупки судов было запрошено и даже согласовано в августе вице-премьером Юрием Борисовым выделение 116 млрд руб. на эти три года, но «в полном объеме запрашиваемые дополнительные ассигнования одобрены не были».

В частности, теперь в госпрограмме нет средств на субсидирование строительства краболовов на дальневосточных верфях в размере 20% от стоимости. Правила таких субсидий должны вступить в силу с 1 января 2021 года. Всего в 2021–2024 годах планировалось выделить 4,5 млрд руб., или до 340 млн руб. на судно. Однако на июнь правительство так и не нашло для этого денег (см. “Ъ” от 17 июня).

Юрий Трутнев, вице-премьер РФ, 29 июня
Субсидии нужны будут, когда будут построены краболовы, поэтому субсидии будут предусмотрены в бюджете 2021 года. Соответствующее письмо с заверением министра финансов (Антона.— “Ъ”) Силуанова у меня есть

«Субсидирование судостроительных контрактов на краболовы — очень хорошая поддержка для предприятий. Победители крабовых аукционов подписали с верфями Дальнего Востока контракты на строительство 15 судов-краболовов на сумму 22,2 млрд руб.,— говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.— Учитывая, что потребность в субсидиях возникнет после введения краболовов в эксплуатацию, было заявлено, что субсидии будут заложены в федеральный бюджет на 2021 год». Так как изменения в госпрограмму вносятся в том числе в связи с формированием бюджета, возникает риск, что крабодобытчики останутся без субсидии, считает он.

Это болезненная история для добытчиков краба, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Компании понесли серьезные издержки, связанные с аукционами, сроки строительства головных судов постоянно сдвигаются, а цена растет. Понятно, что если не субсидировать «Звезду», то НОВАТЭК просто не будет строить газовозы в России, а краболовы «никуда не денутся», рассуждает господин Бурмистров. Но, учитывая, что создание газовозов, особенно первых судов,— это крупноузловая сборка, а краболовы-процессоры — высокотехнологичные суда, с точки зрения развития компетенций в судостроении такой формат перераспределения субсидий выглядит как минимум неоднозначным, заключает эксперт.

Наталья Скорлыгина

Вся лента