Сентябрь не придал ускорения

Темпы восстановления деловой активности замедлились

Опережающие индикаторы в сентябре 2020 года указали на замедление скорости восстановления деловой активности в добывающей промышленности и в секторе услуг, в отношении же обработки единой картины не сложилось. Ближайшие перспективы российской экономики во многом будут зависеть от темпов восстановления внутреннего спроса, а этот процесс напрямую связан со скоростью и масштабами распространения второй волны COVID-19.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Опубликованный вчера сентябрьский индекс PMI в российском секторе услуг, как и сводный показатель выпуска (услуги и промышленность) агентства Markit указали на замедление темпов восстановления деловой активности. Сводный индекс PMI в сентябре оказался на уровне 53,7 пункта против 57,3 в августе (значение индекса обработки в сентябре составило 48,9 пункта после 51,1 в августе).

Показатель более 50 пунктов продолжает указывать на рост выпуска, но в сентябре он оказался на минимальном уровне за три предшествовавших месяца восстановления российской экономики.

Причины — проседание по части новых заказов в промышленности и затухание их роста в услугах, сокращение найма работников и увеличение закупочных цен. В обоих секторах у компаний возросли сомнения относительно продолжительности текущего восстановления.

Ухудшение продемонстрировал и индекс предпринимательской уверенности Росстата, который с учетом сезонности в сентябре снизился на 3,9% (минус 3,1% в августе) в добыче и на 5,6% (минус 5,7% в августе) — в обработке. Снижение уверенности в добывающих отраслях особо значимо для перспектив восстановления экономики в сентябре, так как в августе этот сектор, в отличие от обработки и потребления домохозяйств, показал заметное улучшение результатов (см. “Ъ” от 21 сентября).

Не делают определенных выводов о состоянии промышленности в сентябре и аналитики ЦМАКП, которые помимо PMI отслеживают потребление электроэнергии и погрузку грузов железнодорожным транспортом.

«По отслеживаемым ранним индикаторам отмечается либо улучшение, либо неизменность ситуации»,— считают они. Выводы же конъюнктурных исследований Института Гайдара в отношении состояния обработки в сентябре вполне позитивны. Там, впрочем, указывают на ухудшение планов компаний. По данным института, после торможения в августе промышленность в сентябре возобновила выход из «вирусного кризиса» на фоне улучшения динамики спроса при увеличивающейся недостаточности запасов готовой продукции — что увеличило выпуск. «Однако планы выпуска начали терять оптимизм, набранный в предыдущие месяцы. А планы найма так и не набрали его. В ожидании второй волны вируса/кризиса промышленность отказалась от восстановления инвестпланов»,— отмечает автор исследования Сергей Цухло.

Комментируя сентябрьский сводный PMI, Дмитрий Полевой из «Локоинвест» отмечает: «Возврат с многолетних максимумов августа был неизбежен, теперь темпы дальнейшего восстановления будут зависеть от ситуации с доходами населения и распространением COVID-19 в стране и в мире». С ним соглашаются экономисты Райффайзенбанка, замечая, что, как правило, после прохождения острой фазы кризиса восстановление экономики (в отсутствие факторов роста) быстро замедляется: импорт в условиях оживления внутреннего спроса также начинает расти, что негативно для ВВП. «Поддержать восстановление мог бы экспорт, инвестиционные госрасходы и оживление потребкредитования, но сейчас существенным риском для этих факторов выступает вторая волна COVID-19»,— заключают они.

Алексей Шаповалов

Вся лента