Не ждали их, они пришли

Россияне оценили помощь волонтеров во время самоизоляции

После вспышки коронавирусной инфекции практически каждый третий россиянин или члены его семьи получили какую-либо помощь. В большинстве случаев ее оказало государство, однако она была недостаточной для тех, кто оказался на самоизоляции. Об этом свидетельствуют данные опроса «Помогающее поведение россиян в условиях пандемии COVID-19» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ

В исследовании приняло участие более 2 тыс. человек. Социологи общались с ними с 10 по 28 августа 2020 года по телефону. 78% респондентов сообщили, что во время эпидемии оказывали финансовую помощь другим. Они давали деньги своим близким (72%) и даже незнакомым людям (25%), а также жертвовали благотворительным (21%) и религиозным (21%) организациям.

Помимо денежных пожертвований, 96% россиян были вовлечены в «помогающее поведение»: 77% соблюдали дистанцирование или были на самоизоляции, 68% помогали близким и соседям, 61% делились с окружающими полезной информацией о коронавирусе, 30% предоставили безвозмездную помощь в соответствии со своей профессиональной деятельностью и т. д.

Только 3% опрошенных во время пандемии никому не помогали. Из них 7% не смогли помочь ближним, потому что болели сами, 28% — не имели возможности, 14% не хватило на это времени, 21% больше беспокоились о своем финансовом положении, чем о чужом, 5% — побоялись заболеть.

Также исследование показало, что после вспышки коронавируса 31% россиян или члены их семей получали какую-либо помощь. 74% из них получили финансовую помощь, 36% — продукты или одежду, 18% — информационную поддержку и 10% — моральную.

84% получивших помощь заявили, что ее им оказало государство, но в то же время опрошенные считают недостаточной помощь, которую получили от государства люди, оказавшиеся на самоизоляции.

Поддержку со стороны государства и социальных служб заметили только 34%.

В большинстве случаев тем, кто не мог выходить из дома, помогали родные (60%) и волонтеры (45%).

Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова полагает, что россияне недооценили помощь, полученную от государства во время пандемии. «Государство выплатило детские пособия, предусмотрело меры поддержки бизнеса, НКО и т. д., но при всех усилиях в понимании людей этого оказалось недостаточно. С одной стороны, опрошенные признают, что получили финансовую помощь со стороны государства, но более заметной для них оказалась работа волонтеров. В представлении респондентов, им в первую очередь помогал тот, кто стоял на пороге с пакетом продуктов. Хотя многие акции проводились при поддержке государства, информационно это освещалось недостаточно. Большинство материалов в СМИ были посвящены деятельности волонтеров, поэтому у россиян сложилось представление, что именно они помогали чаще»,— предполагает госпожа Мерсиянова.

По мнению политолога Дмитрия Фетисова, результаты исследования вступают в противоречие с данными других социологических центров, свидетельствующими о росте рейтингов государственных институтов в условиях пандемии. «Волонтеры были четко связаны либо с "Единой Россией", либо с исполнительными органами власти, и россияне это прекрасно понимали. Подросшие в результате работы волонтеров рейтинги "Единой России" и институтов власти — прямое этому подтверждение»,— считает Дмитрий Фетисов.

Политолог Константин Калачев, напротив, полагает, что люди не видят связи между государством и волонтерами.

«Со стороны волонтеров заметили большую помощь, потому что от них не ждали ничего, а от государства — многого. Волонтеры превзошли ожидания россиян во время пандемии, а государство до ожиданий не дотянуло»,— отметил эксперт.

Ангелина Галанина

Вся лента