Лизинг далеко не улетит

Но может выехать на автомобилях

Лизинговый рынок по итогам года ожидает первое за пятилетку падение. По оценке «Эксперт РА», он может сократиться на 10–20%. Наибольшие потери из-за экономической конъюнктуры и ограничительных мер покажут железнодорожный и авиасегменты. Зато автомобильный сегмент благодаря восстановлению спроса может вырасти. Но даже здесь лизинговые компании ожидают падение рентабельности бизнеса.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Из крупнейших сегментов лизинговой отрасли наибольшее падение по итогам 2020 года ожидается в железнодорожной технике (40%) и авиасегменте (25%). Единственным крупным направлением, где есть шансы на продолжение роста,— это автомобильный лизинг. Такой прогноз (с ним ознакомился “Ъ”) на основе полугодовых показателей 112 лизинговых компаний дало рейтинговое агентство «Эксперт РА».

В итоге российский рынок лизинга (рассчитан как объем нового бизнеса) сократится на 10% согласно базовому сценарию или на 20% при негативном развитии событий. Это произойдет впервые после четырех лет активного роста.

В первом полугодии объем нового бизнеса лизинговых компаний составил 570 млрд руб.— на 22% меньше, чем в прошлом году (см. “Ъ” от 10 августа). Значительное снижение показали лизинг железнодорожной (на 35%) и авиатехники (на 45%). Лизинг морских и речных судов показал сокращение на 67%. Во многом это стало результатом «введения карантинных ограничений и падения спроса на услуги перевозчиков вследствие пандемии». Автолизинг, несмотря на падение автопродаж (см. “Ъ” от 6 июля), остался вблизи уровня прошлого года.

Как отмечают аналитики агентства, на сокращение лизинга железнодорожной техники повлияет профицит подвижного состава, обусловленного «падением погрузки угля… и нефтепродуктов… а также перевозок из Китая на фоне эпидемии коронавируса».

Наиболее пострадавшим из-за ограничительных мер останется авиализинг, который на фоне снижения пассажиропотока и убытков авиакомпаний оказался заложником замораживания планов перевозчиков по наращиванию и обновлению парка. По прогнозу «Эксперт РА», «частичное восстановление пассажиропотока в начале второго полугодия, а также перепрофилирование пассажирского флота под грузовой» лишь частично поддержит этот сегмент.

В других отраслях ситуация также не радужная. «Полного восстановления таких сегментов, как авиация, железнодорожный транспорт, спецтехника, морские суда, мы ожидаем лишь в перспективе нескольких лет»,— отмечает гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.

Из крупнейших сегментов незначительную положительную динамику (5%) в случае реализации базового сценария способен показать лишь автолизинг.

Поддержку ему должны оказать «эффект отложенного спроса, государственные субсидии в рамках программ Минпромторга (см. “Ъ” от 15 июня), а также удорожание стоимости среднего автомобиля на фоне удешевления рубля», считают аналитики агентства.

Компании подтверждают восстановление в сегменте автотранспорта. «В июле—августе 2020 года вообще спрос на автомобили вырос, и на их лизинг тоже»,— указывает гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. По мнению гендиректора «Регион Лизинга» Рустема Мухамедова, рост сделок в этом сегменте «планируется небольшой, но постоянный». «Старение автопарка и потребность бизнеса в автомобилях никуда не делась. Кроме того, на первый план выходят и преимущества лизинга: это более легкий для бизнеса способ получить автомобиль, чем кредит»,— отмечает господин Михайлов. «Тренд на рост доли продаж в лизинг легковых автомобилей обычно усиливается в кризисные периоды»,— добавляет коммерческий директор «Интерлизинга» Сергей Жарков.

При этом снижение процентных ставок вместе со сжатием платежеспособного спроса скажется на показателях компаний даже из растущего сегмента. «Рынок автолизинга очень конкурентный, и это оказывает давление на всех участников»,— говорит гендиректор «Совкомбанк Лизинга» Кирилл Скибин. По мнению господина Мухамедова, рынок, по крайней мере в среднесрочной перспективе, зафиксируется на текущих уровнях ставок, а ситуация по рентабельности немного улучшится по мере восстановления платежеспособности клиентов.

Илья Усов

Вся лента