«Фильм снимался в Ухане с января по апрель»

Дмитрий Буткевич — о «Коронации»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о визуальной идее новой картины знаменитого китайского художника, активиста и диссидента Ай Вэйвэя.

Фото: Ай Вэйвэй

На прошлой неделе в сети появился новый фильм знаменитого китайского художника, активиста и даже диссидента Ай Вэйвэя «Коронация» (по-английски «CoroNation»). Фильм снимался в Ухане — эпицентре коронавируса — с января по апрель. В съемках участвовали специально нанятые члены группы и волонтеры.

Важной частью картинки являются изображения, снятые сверху, как будто с дрона или самолета: безлюдный Ухань, небоскребы без людей, железные дороги без поездов, шоссе без машин и грузовиков. Все это на фоне вечно сероватого неба; город кажется апокалиптическим, как в фильме ужасов, что подчеркивает саундтрек, — первобытные крики, пропущенные через вокодер.

Но это не главная визуальная идея фильма. Он об обычных людях в повседневной жизни: медработники, их много, они надевают серьезные противоэпидемические костюмы, обрабатывают части своего тела; почтальоны, они выполняют византийски-казуистическую последовательность действий, чтобы просто доставить посылку. Последовательность действий вызывает скуку, в основе которой лежит беспокойство, определяющее повседневную жизнь Китая-2020.

Ай — известный арт-провокатор. Для одного из перформансов 1990 годов он отыскал подлинную урну династии Хань и разбил керамическое изделие, датируемоеIII в. до н.э. — III в. н.э. Для фильма 2009 года о землетрясении в Сычуане он использовал истории жизни школьников, погибших в своих классах во время этой катастрофы. А то, как он пел «Гангман-стайл» все, конечно, помнят. Его мастерскую арестовывали и закрывали, у него отбирали загранпаспорт. Тем не менее, он вполне успешен, и даже на государственном уровне Вэйвэй являлся архитектором крыши Олимпийского стадиона в Пекине.

Сначала может показаться, что «Коронация» имеет мало общего с работами Ая, в которых используется более шоковая тактика, но на самом деле, пишут американские специалисты, этот фильм — смелый ход, поскольку китайские власти жестко контролируют визуализацию борьбы с пандемией.

Иностранцы никогда не видели, что происходит за дверями уханьских отделений интенсивной терапии. Вэйвэй сумел снять длинные проходы по коридорам, действия врачей… Как он это сделал, отвечать отказывается.

Вся лента