Помогательная сила

Как песни, сказки, маски и граффити собирали деньги для детей, бездетных, больных, врачей, крестьян и оппозиционеров

2020-й оказался годом не только многочисленных кризисов, но и неожиданных методов борьбы с ними: Артем Лоскутов написал картину в поддержку протестующих в Белоруссии, Бейонсе выпустила альбом в пользу Black Lives Matter, а Джоан Роулинг написала книжку для борьбы с COVID-19. Weekend решил изучить историю творческой благотворительности и выбрал примеры того, как писатели, художники, музыканты и кинематографисты создавали произведения искусства ради помощи другим

Текст: Никита Солдатов

Фото: Banksy


медицинская маска
в пользу «Врачей без границ»
собрано: более $1,4 млн

В июне этого года Ай Вэйвэй разрисовал обычные медицинские маски, чтобы собрать деньги для благотворительных организаций, борющихся с коронавирусом. Самый известный китайский современный художник, живущий сейчас в Кембридже, придумал этот проект в процессе работы над документальным фильмом о локдауне в Ухане: «Я устал слышать споры насчет масок и их нехватки. Казалось бы, маска весит всего-то три грамма, но несет в себе так много смыслов. Сегодня человек в маске делает жест; общество в масках борется со смертельным вирусом. Однако равного доступа к ним нет, и богатые уже норовят украсть маски у бедных». На аптечной маске Ай Вэйвэй нарисовал через трафарет свой фирменный «фак», выложил фотографию в инстаграм и тут же получил сотни комментариев подписчиков с вопросом, где такую купить,— так и родился этот арт-проект. За месяц, начиная с конца июня, было продано 22 тысячи масок, сделанных вручную в студии Ай Вэйвэя, по $50 за одну и $1500 за комплект из 20 штук. Все вырученные деньги пошли в фонды «Врачи без границ», Refugees International и Human Rights Watch, борющиеся с COVID-19 в странах третьего мира и лечащие беженцев. Ай Вэйвэй говорит, что маски вообще и его маски в частности — не просто средство защиты, а произведение искусства, идеально отражающее эпоху: «Маска — это реди-мейд, символически заряженный объект, который ассоциируется и с революцией, и с грабежом, а теперь и с глобальной катастрофой». Кстати, документальный фильм об Ухане «КороНация» в самом конце августа вышел на платформе Vimeo On Demand: снятая в Китае десятками добровольцев и смонтированная художником картина рассказывает, какого количества человеческих жертв стоили беспрецедентные меры по изоляции, введенные в стране. От показа фильма отказались все мировые фестивали, а также Netflix и Amazon,— как считает Ай Вэйвэй, из-за страха поссориться с Китаем.


рок-концерт
в пользу ликвидаторов чернобыльской аварии
собрано: около 500 млн рублей

Алла Пугачева в поселке Зеленый Мыс под Чернобылем, 1986

Фото: Alla Pugacheva Pro

В 1986 году Алла Пугачева организовала первый в СССР благотворительный рок-концерт, чтобы собрать деньги для ликвидаторов и жертв аварии на Чернобыльской АЭС. Чтобы избежать бесконечного согласования программы с Минкультом, которое обычно растягивалось на месяцы, Пугачева и соорганизатор концерта Артемий Троицкий обратились за разрешением лично к секретарю ЦК КПСС Александру Яковлеву. Яковлев быстро дал добро, попросив только, чтобы концерт не выглядел как пир во время чумы, и пообещав не мешать «лишней заорганизованностью». Концерт с участием групп «Браво», «Автограф», «Круиз» и самой Пугачевой прошел в «Олимпийском» 30 мая 1986 года — спустя месяц после аварии — и собрал около 30 тысяч зрителей. Сколько было выручено на билетах, точно не известно, но после его всесоюзной телетрансляции начались массовые пожертвования на открытый в Госбанке счет помощи пострадавшим от аварии. К концу августа на нем было собрано около 500 млн рублей. После успеха в «Олимпийском» — о концерте сообщили и западные СМИ, от BBC до The New York Times,— в сентябре Пугачева дала еще один благотворительный концерт, уже недалеко от Припяти, специально для ликвидаторов аварии, которые на вопросы начальства, что им нужно привезти, попросили водку, апельсинов и Пугачеву.


рассказ
в помощь голодающим
собрано: 22 464 рубля

В 1874 году Иван Тургенев написал рассказ «Живые мощи», чтобы собрать деньги для самарских крестьян. После трех лет неурожая и отсутствия поддержки со стороны государства губерния оказалась на грани голода. В качестве основы для рассказа о молодой крестьянке, из-за болезни превратившейся в живую мумию, Тургенев использовал старый набросок для «Записок охотника» и «оболванил» его так, чтобы получилась история о «русском долготерпении». Вместе с произведениями Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Некрасова, Вяземского и других «Живые мощи» были опубликованы в «Складчине», первом русскоязычном благотворительном альманахе. Все средства от его продажи — более 20 тысяч рублей (для сравнения: столько же пожертвовал московский генерал-губернатор) — пошли голодающим крестьянам. Коммерческий успех сборника (весь десятитысячный тираж «Складчины» раскупили за несколько недель) многие приписывали именно рассказу Тургенева: в то время как прочие авторы, по выражению критика газеты «Новости», «уделили лепту из своих произведений по пословице: на тебе, Боже, что нам негоже», «Живые мощи» стали настоящим хитом. Жорж Санд, прочитав рассказ во французском переводе, сказала Тургеневу: «Мы все должны идти к вам на выучку». Шум вокруг рассказа Тургенева привлек внимание других благотворителей, общими пожертвованиями которых в итоге удалось предотвратить тысячи голодных смертей. Позднее Тургенев, прежде «не понимавший, что за птицу высидел», включил «Живые мощи» в переиздания «Записок охотника».

Мы остановились в деревенском трактире и стали пить чай. Товарищ мой принялся рассказывать не помню какой случай из своей жизни и упомянул о человеке, умиравшем с голоду и «худом, как скелет». — «Позвольте, барин, доложить,— вмешался старик хозяин, присутствовавший при нашей беседе,— от голода не худеют, а пухнут. Вот и мы в 1841 году все пухлые ходили» — «Ну и что? — спросил я,— были тогда беспорядки, грабежи?» — «Какие, батюшка, беспорядки? — возразил с изумлением старик.— Ты и так богом наказан, а тут ты еще грешить станешь?»
Мне кажется, что помогать такому народу, когда его постигает несчастие, священный долг каждого из нас

Иван Тургенев, письмо Якову Полонскому, 1874



постер
в пользу кандидата в президенты
собрано: более $1 млн

Роберт Индиана в своей студии, 2008

Фото: AP

В 2008 году Роберт Индиана создал плакат с надписью «HOPE», средства от продажи прав на который пошли на предвыборную кампанию кандидата в президенты Барака Обамы. Индиана всемирно прославился в 1965-м, когда по заказу Музея современного искусства в Нью-Йорке нарисовал рождественскую открытку со словом «LOVE». Вписанные в квадрат четыре буквы («О» была выделена курсивом) в трех цветовых вариантах (красный, синий и зеленый) стали практически логотипом поп-арта и вообще 1960-х с их свободной любовью. Сам Индиана повторил эту работу множество раз: не только на английском, но и иврите и китайском, не только в живописи, но и в скульптуре. Тысячи плагиаторов бесконечно растиражировали надпись на футболках, плакатах, брелоках и прочих туристических сувенирах — суд им не грозил, поскольку художник не стал регистрировать права на «LOVE», чтобы не мешать «распространению любви по миру». Распространившись по миру, «LOVE» затмила все прочие работы Индианы, так что художник ее едва не возненавидел. Но когда в 2008 году появился «в кои-то веки нормальный кандидат в президенты», Индиана решил вернуться к ней и сделал по лекалу «LOVE» плакат с предвыборным слоганом Барака Обамы «HOPE» («Надежда»). На этот раз права на изображение Индиана зарегистрировал, чтобы всю выручку передать в штаб Обамы. Всего на плакатах, кепках, скульптурах и прочем предвыборном мерче Индиане удалось заработать для кампании Барака Обамы более $1 млн.


песня
в пользу жертв геноцида
собрано: более $12 млн

В 1971 году Джордж Харрисон сочинил первую в истории благотворительную песню — в пользу миллионов бенгальцев, которые стали жертвами геноцида со стороны Пакистана. О гуманитарной катастрофе у себя на родине Харрисону рассказал великий музыкант Рави Шанкар, у которого Харрисон учился играть на ситаре. После того как разрушительный циклон «Бхола» породил огромные потоки беженцев и бездомных, власти Пакистана устроили настоящие концлагеря для бенгальцев, спровоцировав гражданскую войну в регионе, которая позже вылилась в провозглашение независимости государства бенгальцев — Бангладеш. Харрисон, самый успешный на тот момент экс-битл, решил рассказать о катастрофе по-своему. Он не только сочинил песню об «умирающей стране друга», но и позвал коллег выступить вместе с ним в «Мэдисон-Сквер-Гарден». На первое в своем роде благотворительное шоу с множеством звезд — от Боба Дилана до Эрика Клэптона — пришло более 40 тысяч человек. В итоге в 1971 году в помощь Бангладеш было собрано $250 тыс., а в течение следующих 11 лет — с заработка от песни и записи концерта — еще $12 млн. Харрисон стал первым музыкантом, получившим премию ЮНИСЕФ, и ввел в моду выпуск специальных благотворительных песен: Стиви Уандер после этого пел в пользу алкоголиков, U2 — в пользу жертв СПИДа, а Бейонсе — в поддержку Black Lives Matter.

Даже спустя 20 лет я постоянно встречаю официантов в бенгальских ресторанах, которые говорят: «Когда мы сражались в джунглях, было здорово знать, что кто-то думает о нас»
Джордж Харрисон



балет
в пользу Красного Креста
собрано: 400 тыс. франков

В 1915 году Сергей Дягилев создал балет «Полуночное солнце» для благотворительных вечеров в пользу Красного Креста и русских жертв Первой мировой. Формально постановщиком числился 19-летний танцовщик дягилевской труппы Леонид Мясин, который строго следовал указаниям Дягилева, в разгар войны решившего поставить одноактный балет на музыку из «Снегурочки» Римского-Корсакова так, чтобы он «производил впечатление, не возмущая умов». Вторым наставником Мясина был художник Михаил Ларионов, который создал костюмы и декорации. Поставленный общими усилиями балет оказался хитом и на благотворительном вечере в Женеве помог собрать 6 тыс. франков в помощь русским жертвам Первой мировой. Швейцарские критики назвали «Полуночное солнце» балетом, «граничащим с чудом»: «невинное, простодушное и неслыханно утонченное народное искусство, которое поднимает порой до истинно возвышенного эти гротескные танцы в барочных костюмах». На волне успеха благотворительный показ повторили в парижской «Гранд-Опера» — на этот раз в пользу британского Красного Креста. Дягилев был в восторге: ему не только удалось собрать 400 тыс. франков для Красного Креста, но и в очередной раз «из талантливого человека во мгновение ока сделать хореографа».


автобиография
в пользу бездетных пар, планирующих усыновление
собрано: сбор средств продолжается

В 2014 году актриса Ниа Вардалос написала книгу, все средства от продажи которой пошли в фонды помощи бездетным людям. Канадская сценаристка и звезда комедийного блокбастера «Моя большая греческая свадьба» пыталась забеременеть около десяти лет и, испробовав все, от акупунктуры и напитков из лечебной грязи до суррогатного материнства, в конце концов решилась на усыновление. Для тех, кого — как и ее саму — мучают сомнения и останавливает страх перед тем, что у всех приемных детей неизбежны проблемы с адаптацией и управлением гневом, что они «слишком взрослые, слишком много пережившие, слишком опасные и слишком неправильные», Вардалос написала автобиографию «Мать в одночасье», в которой рассказывает о том, как она пришла к усыновлению и как ей далось воспитание приемной дочки. Все средства от продажи книги, тут же ставшей бестселлером The New York Times и выдержавшей уже несколько переизданий, идут на благотворительность, в частности в Канадское агентство по усыновлению, которое помогает приемным семьям. Более того, после успеха книги многие благотворительные организации в Канаде и США, помогающие детям-сиротам, начали переквалифицироваться и уделять больше времени работе с усыновителями.

Чтобы найти семьи сиротам, надо не только помогать детям адаптироваться к новым людям, но и помогать потенциальным родителям справляться со своей зашоренностью
Ниа Вардалос



граффити
в пользу арестованных художников
собрано: 4,5 млн рублей

Бэнкси. «Выбирай свое оружие», 2010

Фото: Banksy

В 2010 году Бэнкси устроил распродажу изображений граффити «Выбирай свое оружие», чтобы собрать деньги для арестованных участников группы «Война». Лидеры арт-группировки Олег Воротников и Леонид Николаев были арестованы по обвинению в «хулиганстве по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» за акцию «Дворцовый переворот», в ходе которой они перевернули несколько милицейских машин в Санкт-Петербурге. Чтобы поддержать российских коллег, Бэнкси посвятил им граффити «Выбирай свое оружие», на котором человек в экипировке граффитиста выбирает в качестве оружия рисованную собаку с мурала Кита Харинга — другого знаменитого уличного художника, выступавшего в том числе и против полицейского произвола. 200 разноцветных оттисков граффити Бэнкси выставил на продажу на своем сайте. Все 200 лотов по £450 были раскуплены за несколько часов (сегодня эти оттиски продаются на аукционах по £10 тыс.). Из общей выручки в £90 тыс. (на тот момент — около 4,5 млн рублей) 600 тыс. рублей Воротников и Николаев потратили на выход из СИЗО под залог — каждый по 300 тыс. рублей,— а оставшееся направили на помощь российским политзаключенным.

Одни люди становятся копами, чтобы мир стал лучше. Другие становятся вандалами, чтоб мир стал выглядеть лучше

Бэнкси


комикс
в пользу голодающих Африки
собрано: более $500 тыс.

В 1985 году издательство Marvel выпустило комикс «Герои надежды: Люди Икс», чтобы собрать деньги для голодающих в Эфиопии. В 1983–1985 годах Эфиопия находилась в состоянии гуманитарной катастрофы: из-за засухи и экономического кризиса, вызванного гражданской войной и политикой правительства, тратившего большую часть бюджета на военные расходы, во многих провинциях страны случился голод, из-за которого погибли около 1 миллиона человек и еще 2,5 миллиона лишились крова. Помочь эфиопским беженцам от лица всех комиксистов мира решили двое коллег по издательству Marvel писатель Джим Старлин (придумавший Таноса) и художник Берни Райтсон (придумавший Болотную тварь для DC). Получив карт-бланш от гендиректора Marvel, Старлин и Райтсон зазвали участвовать в своем проекте не только всех звезд родного издательства от Стэна Ли до Фрэнка Миллера, но и нескольких знаменитостей со стороны, например Алана Мура, Джорджа Р.Р. Мартина и Стивена Кинга, каждый из которых написал по небольшому отрывку 50-страничного комикса. (К слову, Кингу оказалось сложнее всех уложиться в жесткий формат графического романа, и редакторам пришлось сократить его текст с 5 тысяч знаков до 500). Комикс о том, как Люди Икс борются с древним африканским божеством, питающимся отчаянием людей и ставшим причиной голода на целом континенте, рассчитывали издать в пользу американского отделения «Оксфам», одной из главных организаций помощи бедным. Но там от пожертвования отказались, сказав, что голод в Африке — не шутка, а сам формат комикса опошляет реальную трагедию. Тогда Marvel направили все вырученные средства Американскому комитету друзей на службе обществу, благотворительной организации квакеров, которая не отказывалась от любой помощи. Благотворительный комикс так понравился читателям, что через год те же Старлин и Райтсон сделали новый выпуск — уже с героями DC.


театральный марафон
в пользу врачей
собрано: 16,5 млн рублей

17 мая 2020 года худрук БДТ им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий показал документальный онлайн-спектакль, чтобы собрать деньги для медработников, лечащих больных COVID-19. В течение всего дня артисты театра читали на YouTube монологи врачей, работающих с COVID-19. Всего за тот день было прочитано 40 монологов и собрано почти 4 млн рублей, после чего эстафета #помогиврачам была передана «Гоголь-центру». Также в движении приняли участие Театр наций, «Современник», Хабаровский ТЮЗ, «Практика», новосибирский «Старый дом» и еще около 20 театров; информационным и координационным центром акции стал журнал «Театр». За месяц больше сотни актеров — от Алисы Фрейндлих и Лии Ахеджаковой до Александра Гудкова и Ромы Зверя — прочитали монологи 323 врачей и собрали 16,5 млн рублей. Эти деньги были переданы в благотворительные фонды, которые закупали костюмы, очки, респираторы и другие средства индивидуальной защиты и передавали их конкретным больницам.

Я рад, что от нас — актеров и режиссеров — есть какая-то практическая, материализованная польза. Мне кажется страшно важным, что помощь эта была не абстрактной, а предельно целевой, предельно конкретной
Андрей Могучий



гимн
в пользу сирот
собрано: £7 тыс.

Томас Роулендсон и Огастес Чарльз Пьюджин. «Больница „Фаундлинг”», 1809

Фото: William Henry Pyne; William Combe

В 1749 году Георг Фридрих Гендель сочинил «Гимн больнице для подкидышей», чтобы собрать деньги для британских сирот. Классик британской музыки родом из Германии исполнил «Гимн» на благотворительном концерте в пользу больницы «Фаундлинг», первого британского детского дома, открытого на деньги американского судостроителя и филантропа Томаса Корама. В то время единственным приютом для брошенных детей в Великобритании были богадельни, но и туда попадали немногие счастливчики — большинство умирало от голода и болезней просто на улице. Оказавшись в Лондоне, Корам был потрясен этим ужасным положением и в 1739 году открыл детский дом. Первыми его поддержали британские художники, включая Томаса Гейнсборо, отдавшие свои работы на благотворительный аукцион, а за ними и Гендель. Послушать самого популярного британского композитора в детский дом пришел весь Лондон, королевскую семью представлял на концерте принц Уэльский. Успех «Гимна больнице для подкидышей», который заканчивается знаменитым хором «Аллилуйя», был настолько оглушительным, что благотворительные концерты Генделя стали ежегодными и за десять лет, вплоть до его смерти, собрали по нынешнему курсу почти £1 млн. Помимо денег Гендель подарил детскому дому орган и завещал партитуру своего гимна, передав таким образом права на его дальнейшее исполнение.


скульптура
в пользу правозащитников
собрано: $12 тыс.

Ирвин Петлин и Марк ди Суверо. «Башня мира», 1966

Фото: Photo: Charles Brittin. © J. Paul Getty Trust

В 1966 году художники Ирвин Петлин и Марк ди Суверо построили «Башню мира», чтобы выступить против войны во Вьетнаме и собрать деньги для антивоенных активистов. В разгар вьетнамской кампании, когда антивоенные протесты еще не стали общим местом, Петлин и ди Суверо первыми в США решили сделать «визуальное заявление против войны». Когда от их проекта отказались все музеи, художники арендовали для возведения «Башни мира» пустырь в Лос-Анджелесе, недалеко от бульвара Сансет. Постройка состояла из двух частей: собственно 18-метровой башни, собранной из полых металлических труб фиолетового и желтого цвета, и 100-метрового рекламного щита, на котором были развешаны антивоенные работы художников. По картине для «Башни мира» написали не только сами Петлин и ди Суверо, но еще Ротко, Розенквист, Лихтенштейн, Джуди Чикаго, Нэнси Сперо и еще 400 американских художников. Шум вокруг проекта оскорбил множество ура-патриотически настроенных сограждан, и уже со дня открытия (на церемонии Сьюзен Зонтаг выпускала в небо белых голубей) художникам пришлось круглосуточно дежурить на пустыре, защищая башню от попыток разгрома. Полиция предсказуемо помогать отказалась, и художники спасались как могли — однажды Петлину пришлось отгонять каких-то демобилизованных морпехов оголенным искрящимся проводом. В результате за три месяца, которые простояла башня, ни одна из работ не пострадала — и их все продали на аукционе в пользу Американского союза защиты гражданских свобод. Спустя 40 лет Петлин и ди Суверо воссоздали свою «Башню» — теперь в знак протеста против войны в Ираке. На этот раз за право выставить проект боролись несколько музеев (победил Уитни) и защищать башню от вандалов не пришлось.

Мы протестуем не против наших парней, находящихся во Вьетнаме, мы протестуем против того, что наши парни находятся во Вьетнаме
Дональд Динкан, бывший спецназовец, выступавший на открытии «Башни»



реди-мейд
в пользу начинающих художников
собрано: $21 тыс.

В 2018 году нью-йоркский художник Николя Бентель заклеил рекламой рисунок классика американского концептуализма Роберта Раушенберга, чтобы собрать деньги для художественной школы при Новом музее. Бентель купил небольшую работу Раушенберга «Без названия» (1973) за $10 тыс. и стал продавать на ней рекламные места по $92,59 за участок в 6 кв. см. Бентель вдохновлялся самим Раушенбергом, который подобный акт художественного вандализма точно одобрил бы: в 1973 году Раушенберг стер рисунок своего любимого художника Виллема де Кунинга, показав, что искусство — это не только когда добавляют красок на холст, но и когда убавляют. То, что во времена Раушенберга было расширением границ искусства, во время Бентеля превратилось в институциональную критику. Своим «стиранием Раушенберга» Бентель хотел вскрыть закоммерциализованность современного арт-мира, в котором произведения искусства воспринимаются не как культурные объекты, а как ценный актив вроде золота или недвижимости. По Бентелю, покупка картины равна уничтожению смысла картины, что он и решил показать — буквально. Спустя два месяца, когда все слоты были проданы и рисунок Раушенберга покрылся рекламой «Макдональдса», фотографиями знаменитостей, репродукциями мемов и рисунками членов, Бентель выставил «Стертого Раушенберга» на аукцион, где он был продан за $21 тысячу — то есть в два раза дороже оригинального Раушенберга. Все деньги Бентель отправил в свою альма-матер, школу при Новом музее, чтобы помочь «молодым художникам-аутсайдерам заявить о себе, не продавая при этом душу Sotheby’s».


фильм
в пользу жертв военных преступлений
собрано: $12,5 млн

В 2016 году Терри Джордж снял блокбастер «Обещание», чтобы привлечь внимание к истории геноцида армян и собрать деньги для жертв военных конфликтов по всему миру. В 2003 году ирландский сценарист и режиссер готовился к съемкам «Отеля „Руанда"», фильма о чудовищной этнической резне в Африке, и тогда же стал изучать историю геноцида армян в Турции. В качестве продюсера для нового проекта Джорджу удалось привлечь Кирка Керкоряна, американского миллиардера армянского происхождения, который владел половиной отелей в Лас-Вегасе и студией MGM. Керкорян, мечтавший, чтобы о трагедии 1915 года узнало как можно большее количество людей, хотел посвятить ей по-голливудски масштабный фильм — в духе «Лоуренса Аравийского». Бюджет был выделен соответствующий — немыслимые для независимого проката $90 млн. Джордж собрал на съемки команду мечты: Робин Суикорд, сценаристку «Загадочной истории Бенджамина Баттона», Габриэля Яреда, композитора «Английского пациента», Хавьера Агирресаробе, оператора «Моря внутри» и «Призраков Гойи», а также Кристиана Бейла и Оскара Айзека на главные роли. Но, несмотря на участие лучших людей Голливуда, «Обещание» провалилось в прокате, собрав почти в десять раз меньше бюджета. Во многом из-за того, что против него была запущена онлайн-кампания: так, например, агрегатор IMDb поставил фильму низкую оценку еще до премьеры — по результатам голосования 10 тыс. человек. Разбогатеть на фильме никто, впрочем, не планировал: вся выручка в $12,5 млн была пожертвована в фонд Джорджа Клуни, занимающийся расследованием военных преступлений и помощью их жертвам.

Это почти документальный фильм. Конечно, будут говорить, что «этого» не было, а «то» было не так. Что ж, если «этого» и не было, значит, я просто соединил «то» и «другое», которые были, и получил «это»
Терри Джордж



коллекционный альбом графики
в пользу онкологической больницы
собрано: 2 млн немецких марок

В 1988 году немецкий художник Ими Кнёбель выпустил художественный альбом, все деньги от продажи которого пошли на строительство жилья для родителей при детской онкологической больнице. Верный ученик Бойса, Кнёбель решил воплотить в жизнь бойсовский концепт «социального искусства». 22 рисунка — «Детская звезда» самого Кнёбеля и графические работы самых модных и радикальных художников того времени, от Сола Левитта и Кита Харинга до Дмитрия Пригова и Зигмара Польке,— были собраны в альбом и опубликованы тиражом в 100 экземпляров для продажи среди коллекционеров. В общей сложности Кнёбелю удалось собрать около 2 млн марок (примерно €1 млн). Завершив эту акцию, Кнёбель организовал фонд «Детская звезда», поддерживающий детские больницы по всему миру. Каждый его жертвователь может купить работу Кнёбеля из серии «Детская звезда» за $4,5 тыс. Впрочем, при перепродаже на аукционах цена этих работ возрастает иногда в 15 раз. Кнёбель расстраивается, но ничего поделать не может: «Эти так называемые коллекционеры произведений искусства могли бы сэкономить, придя к нам и пожертвовав деньги детям, но купить то же самое на аукционе для них престижнее. И это ужас».


сказка
в пользу бедных
собрано: £17,5 млн

В 2001 году Джоан Роулинг написала спин-офф «Гарри Поттера», чтобы собрать деньги для фонда помощи бездомным. Точнее, Роулинг написала целых два спин-оффа: справочник по истории и теории спортивных игр на летающей метле «Квиддич с древности до наших дней» и пособие по магической зоологии «Фантастические твари и где их искать». Оба упоминались в романах о Гарри Поттере и теперь были изданы в виде факсимильных книг, как будто из библиотеки Хогвартса. Успех этой акции оказался настолько убедительным — книги собрали около £17 млн,— что Роулинг решила заняться благотворительностью всерьез: она стала поддерживать фонд помощи родителям-одиночкам, общество борьбы с рассеянным склерозом и фонд по борьбе с неграмотностью. В конце концов писательница учредила собственный благотворительный фонд Lumos, помогающий сиротам и детям, оказавшимся в опасных ситуациях по всему миру, куда сразу отчислила 16% своего состояния (около $160 млн). С этого момента доходы от переизданий «Квиддича» и «Тварей» стали делиться между Lumos и сторонними благотворительными организациями, а деньги от продажи «Сказок Барда Бидля», третьей книги из серии «Библиотека Хогвартса», написанной в 2007 году, пошли полностью в фонд Роулинг. В 2020-м писательница анонсировала новую благотворительную детскую книгу: «Икаборг», не связанная с Гарри Поттером сказка о жителях волшебной страны Корнукопии, выйдет в ноябре, а все доходы от ее продажи пойдут в помощь жертвам COVID-19. Впрочем, иногда книги Роулинг поддерживают благотворительные фонды и без ее личного участия: после недавнего скандала вокруг якобы трансфобных твитов Роулинг многие книжные магазины Великобритании стали жертвовать деньги от продажи ее книг в фонд поддержки трансгендерных людей.

Бедность не облагораживает. Бедность влечет за собой страх, стресс, а иногда и депрессию; бедность — это тысячи мелких унижений и невзгод
Джоан Роулинг



Вся лента