«Постоянное чувство страха не способствует всеобщему процветанию»

Дмитрий Дризе — об уголовном деле в отношении супругов из Калининграда

В Калининграде начинается процесс о «шпионской свадьбе». По данным источников “Ъ”, речь идет о супругах, которые пригласили на праздник офицера ФСБ. Они обвиняются в работе на латвийскую разведку и в раскрытии личности оперативного сотрудника. Максимальный срок наказания за государственную измену — до 20 лет лишения свободы. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что суд должен быть максимально публичным.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В Калининградском областном суде в обстановке повышенной секретности слушается дело о госизмене. С учетом всех последних событий можно даже рискнуть сказать, что очередное дело по 275-й статье. На скамье подсудимых бывший эксперт Фонда поддержки публичной дипломатии им. Горчакова Антонина Зимина и ее муж Константин Антонец. Последний некогда работал юристом в министерстве экономики региона. Следствие считает, что пара передавала латвийской разведке ряд секретных документов, в том числе о проектах, которые финансировались администрацией Калининградской области. Эти сведения Антонец получал, как раз будучи сотрудником местного минэка. В свою очередь, госпожа Зимина ранее работала директором Балтийского центра диалога культур. Эта структура занималась в том числе организацией совместных мероприятий с прибалтийскими странами. Что важно, ни он, ни она официального доступа к гостайне не имели.

Но главное во всем этом деле — это, конечно, вторая часть обвинения — раскрытие личности оперативного сотрудника ФСБ. Дело было в 2015 году. Счастливые молодожены пригласили на свадьбу старого друга по имени Максим. И тот пришел, радовался вместе со всеми, фотографировался с гостями, говорят, что даже активно раздавал визитки — мол, проблемы возникнут — обращайтесь. Своего места работы не скрывал. Среди приглашенных были родственники из Литвы — рядом же. Свадебные фото и видео сейчас принято выкладывать в социальные сети, вот супруги и выложили. И так случилось, что эту веселую свадьбу показало латвийское телевидение — вот, мол, как гуляют сотрудники органов. В 2018 году Антонец и Зимина были взяты под стражу по статье 275 УК РФ о государственной измене. Вот так погуляли на свадьбе.

По большому счету, вопросы возникают к товарищу Максиму. Как там говорится? Болтун — находка для шпиона. За такое веселье недолго и с погонами расстаться, а то и под суд попасть. Но можно поступить по-другому — подать рапорт и указать в нем, что, мол, прикрываясь личиной друзей, вынудили, подпоили, а сам заподозрил неладное и подыграл. И тогда дело принимает совсем другой оборот — сверли дырку для очередной звезды. Вскрыл шпионскую ячейку, а друзья — в «Лефортово». Хотя, конечно, это всего лишь версия. Тем более дело засекречено — вдруг там есть более страшные подробности. Но вопрос насчет того, кто виноват больше, супруги или гость, неизбежно возникает.

Вся эта история возвращает нас к дискуссии о том, как в современной России не стать шпионом, как себя обезопасить. Понятно, нужно подальше держаться от иностранных компаний или НКО и частных лиц с иноземным паспортом, ни в коем случае с ними не сотрудничать. А если уж есть такое непреодолимое желание, нелишне сразу кого надо уведомить, чтобы в случае чего иметь бумагу, мол, согласовал, вот печать, вот подпись. 100-процентной гарантии это не дает, но, тем не менее, хоть какая-то защита. И относительно друзей в органах следует, конечно, крепко задуматься, чтобы после вечеринки в «Лефортово» не оказаться.

Что примечательно, тезис «сижу, никого не трогаю, не высовываюсь, политикой не занимаюсь» тоже не подходит. Есть известный случай: жительница Сочи Оксана Севастиди в 2008 году отправила СМС другу-грузину, мол, вижу составы с военной техникой — посадили. Правда, потом все-таки помиловали. Не знаешь, откуда прилетит. По идее, государство должно как-то вмешаться, хотя бы разъяснить гражданам, что можно, а что нельзя. Постоянное чувство страха не способствует всеобщему процветанию.

Вся лента