«Андерсон» обзавелся партнерами

Зачем Александр Лебедев и его жена Елена Перминова решили инвестировать в сеть кафе

Бизнесмен Александр Лебедев решил спасти от долгов сеть кафе «Андерсон». Он вместе со своей супругой Еленой Перминовой приобрел треть компании. Факт сделки “Ъ FM” подтвердили в Национальной резервной корпорации Лебедева и в «Андерсоне». Точную сумму стороны не разглашают, но известно, что она превышает 1 млрд руб. Как писали «Ведомости», НРК получит 25% акций, Перминова — 8%. Сеть кафе «Андерсон» работает с 2009 года. Ее основательница Анастасия Татулова публично заявляла о поиске инвестора в прошлом году. Деньги от этой сделки пойдут на погашение долгов, уплату налогов и расширение производства, говорила Татулова.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Для Лебедева эта покупка расширяет ресторанное направление, которым он уже занимается, рассказал “Ъ FM” генеральный директор НРК Артем Артемов: «Александр Лебедев и его жена Елена Перминова несколько лет занимаются проектами в сфере общественного питания — это и “Лен & Гречка”, и “Петрушка”. Это такой не чисто коммерческий, но и социальный проект. Поэтому для Александра Евгеньевича, в общем-то, ничего нового здесь нет. В данном случае возникло соответствующее предложение, и здесь, как говорится, звезды сошлись.

Он выступил в качестве инвестора для развития “Андерсона”, потому что это очень успешно работающий бизнес.

Здесь явно просматривается какая-то синергия. Но понятное дело, что те бренды Александра Лебедева и Елены Перминовой, о которых я говорил, дальше будут развиваться самостоятельно. То есть у нас нет цели все это интегрировать. Но все эти бренды будут развиваться в рамках определенной экосистемы в отрасли общественного питания и в индустрии развлечений. То есть это организация детских и семейных праздников и так далее. “Андерсон” — это коммерческий проект, где есть достаточно мощная производственная база. Естественно, Лебедев как инвестор рассчитывает на развитие сети, рост выручки и возврат инвестиций. Александр Лебедев и его жена здесь не являются контролирующим акционером, это по-прежнему бизнес Анастасии Татуловой. НРК в данном случае выступает как инвестор и партнер».

Еще в прошлом году стало ясно, что для дальнейшего развития нужны вложения. И сделка почти состоялась, но помешала эпидемия, рассказала “Ъ FM” основательница сети кафе «Андерсон» Ансастия Татулова: «Инвестор получил 33% в компании. Мы приобрели отличного, надежного партнера, очень яркого человека, который хочет менять мир. Мне кажется, что это отличное сотрудничество, которое многое даст “Андерсону”. У нас никогда не было инвестора. Мы частная компания, и с приходом инвесторов все равно какие-то изменения будут. Другое дело, что мы готовы к этим переменам — для них сейчас подходящее время. И дальше расти так, как мы это делали сами, было бы сложновато. Сейчас нам нужны инвестиции другого масштаба. В конце концов, мне, наверное, в какой-то момент захотелось, чтобы за моей спиной стоял кто-то крепкий, уверенный в себе и во мне.

Потому что последнее время все делать становится сложнее. Что касается суммы сделки, то могу лишь сказать, что она составляет больше миллиарда. Сотрудничество с какими-то другими проектами Лебедева наверняка будет. Но просто сейчас до этого еще далеко. У Лебедева очень много интересных классных проектов, включая электрические корабли. И я прям загорелась идеей, что “Андерсону” нужен такой корабль, который будет ходить по Москве-реке. Поэтому, конечно, синергия будет.

Это не изменение вектора, а совершенно осознанное партнерство.

Мы занимались привлечением инвестиций весь прошлый год, разработали план, с которым мы идем, проработали все документы. И сделка должна была быть подписана 5 апреля. Но в той ситуации, которая стала происходить, инвесторы посчитали для себя вложения слишком рискованными, и я их понимаю. Поэтому, собственно, сделка произошла с другим инвестором. Это не было внезапным ходом, мы готовились весь год».

Подобные сделки часто совершаются, когда нужно спасти бизнес в условиях кризиса, и подозревать Александра Лебедева и Анастасию Татулову в каких-либо махинациях не стоит, уверен адвокат коллегии адвокатов «Люди Дела» Денис Зайцев: «Помимо банальной истории с приобретением капитала, очень часто даже доля в компании продается не за реальные денежные средства, а за какие-то деловые связи, навыки развития работы и ведения бизнеса. Видеть в этом какую-то подоплеку, налоговые маневры я бы не стал. Сейчас у бизнеса в целом и у рестораторов в частности нет задачи как-то экономить на налогах, им нужно сейчас выживать. Это совершенно нормальная история, когда продается относительно небольшая доля бизнеса.

Все-таки это не контролирующий пакет, поэтому говорить о масштабной реструктуризации и каких-то неблагоприятных из-за этого последствиях не стоит.

Александр Лебедев — известный предприниматель, с достаточно хорошей репутацией, поэтому я думаю, что он поможет только внести что-то хорошее в этот бизнес».

Как сеть кафе «Андерсон» договорилась c X5 Retail Group о поставках полуфабрикатов

Смотреть

Основательница сети «Андерсон» Анастасия Татулова известна тем, что активно участвовала в попытке изменить регулирование общепита в России, войдя в конфликт с Роспотребнадзором. А весной, когда из-за ограничений на фоне эпидемии рестораны и кафе оказались на грани закрытия, она лично просила Владимира Путина поддержать бизнес.

Лилия Галявиева

Вся лента