Контейнеры ищут место в полувагонах

ОАО РЖД испытывает новые способы креплений

ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

ОАО РЖД 25 июня начало испытания размещения и крепления крупнотоннажных контейнеров в полувагонах, следует из телеграммы заместителя начальника ЦФТО РЖД Дмитрия Гороха (есть у “Ъ”). Испытания будут проводиться до 3 июля на Приволжской железной дороге.

В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что речь идет о дополнительных испытаниях, касающихся импортных и транзитных перевозок контейнеров в полувагонах.

«Такие перевозки в настоящее время возможны для грузоотправителей из других стран,— говорят в монополии.— За январь—май по сети ОАО РЖД таким образом проследовало 665 транзитных контейнеров и прибыло на территорию России 804 импортных». Цель испытаний, уточнили в ОАО РЖД, проверка новых видов креплений, применяемых за рубежом для крепления контейнеров внутри вагона, на предмет их соответствия российским требованиям безопасности. «Вопрос о предоставлении возможности внутренних перевозок контейнеров в полувагонах требует дополнительного обсуждения с учетом мнения всех заинтересованных сторон, исходя не только из требований безопасности, но и из технологических и экономических аспектов»,— уточняют в монополии.

Хотя перевозка контейнеров в полувагонах разрешена Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), на сети ОАО РЖД для российских грузоотправителей ее запретили в конце 2014 года.

Тогда местные технические условия, разрешающие такую перевозку, были отменены как недостаточно безопасные. С тех пор вопрос о снятии запрета поднимался не раз. Но ситуация изменилась лишь после того, как ОАО РЖД продало «Трансконтейнер», крупнейшего контейнерного перевозчика, группе «Дело» в ноябре 2019 года.

Владелец Первой грузовой компании Владимир Лисин 15 июня предложил вернуться к перевозкам контейнеров в полувагонах, говоря, что сейчас на фоне слабой конъюнктуры и профицита парка в отстое находится 100 тыс. вагонов, а так они будут вовлечены в оборот. Неожиданно глава ОАО РЖД Олег Белозеров «на 99% поддержал» такую инициативу.

Для существующего рынка контейнерных перевозок, участники которого массово закупились недешевыми фитинговыми платформами и перестроили свои логистические цепочки, это решение может стать серьезным ударом. Ставка на полувагоны резко упала за последний год, а фитинговые платформы все еще в дефиците. Более того, типовые полувагоны, которые идут на Дальний Восток, обратно возвращаются порожними и ради обратной загрузки могут снижать ставки. По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, текущая ставка на 40-футовые фитинговые платформы — около 1,4 тыс. руб. в сутки, на 80-футовые — 1,6 тыс. руб., а на полувагоны она уже опустилась до 700–800 руб.

По словам источника “Ъ” на рынке, снятие запрета на погрузку контейнеров в полувагоны сразу же кратно увеличит время обработки контейнерных грузов.

По его словам, эта идея «сейчас предлагается в качестве временной, в своем роде антикризисной меры для урегулирования проблемы с простаивающим парком», кардинально эту проблему решить она не поможет, но при этом максимально ухудшит положение контейнерных операторов. Другой собеседник “Ъ” оценивает инициативу иначе и напоминает, что в рамках СМГС контейнеры в полувагонах уже сейчас перевозятся по территориям 24 стран в соответствии с международными отраслевыми нормами безопасности. Снятие запрета никак не противоречит отечественным стандартам и ГОСТам, говорит он, и позволит снизить нагрузку на инфраструктуру ОАО РЖД в целом.

По мнению Михаила Бурмистрова, перевозка контейнеров в полувагонах ограничится частными случаями: их долго загружать, очень нетехнологично крепить по сравнению с формированием контейнерных поездов. Разрешение не обернется катастрофой для рынка, полагает он, хотя и создаст риски повреждения груза при переориентации на полувагоны.

Наталья Скорлыгина

Вся лента