«Это рынок, на котором тяжело добывать маржу»

Владимир Алешин, исполнительный директор онлайн-школы «Фоксфорд»

Массовый переход школьников на дистанционное обучение во время пандемии не приведет к революции рынка, уверен исполнительный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Владимир Алешин.

Фото: Из личного архива

— Ждете ли вы, что новая аудитория останется и у вас получится ее монетизировать?

— Мы понимали, что новые пользователи пришли, чтобы потреблять именно бесплатный контент — наши программы основного школьного образования, поэтому мы не стремимся их активно монетизировать. В связи с этим сказать, что новая аудитория останется и радикально повлияет на финансовые показатели, скорее нельзя. Самое главное, что для нас произошло с точки зрения финансов,— почти в два раза увеличилась доля новых пользователей, которые раньше дополнительное образование получали только в офлайне и вообще не задумывались об онлайн-сервисах.

— Можно ли говорить о том, что отрасль становится более привлекательной для инвесторов?

— Рынок качественного дистанционного образования по-прежнему не является рынком продажи воздуха. Это рынок, на котором достаточно тяжело добывать маржу. Сильнее всего это касается качественных сервисов, где нужны большие затраты. Разработка программных комплексов — это дорого, у нас и у коллег в индустрии в каждой из команд работают сотни разработчиков. Другие большие расходы — это разработка методических материалов и создание контента, который приходится делать с нуля, а также услуги преподавателей: при любых сценариях цифровизации мы точно никогда не уйдем от общения с живым человеком в процессе обучения.

Конечно, качественные сервисы могут быть прибыльными, и наша компания прибыльна, но инвестиционная привлекательность отрасли очевидно относительна, в России по-прежнему есть ритейл, сервисные отрасли, в которых маржинальность сильно выше. Поэтому сказать, что во время пандемии инвесторы все сюда побежали, нельзя точно.

— Сервисы привлекли большую аудиторию, но монетизировать ее большую часть, скорее всего, не получится, и к тому же пришлось увеличить затраты из-за роста трафика. Выходит, пандемия принесла больше сложностей, чем выгоды?

— Думаю, так и есть. Хотя пользовательское поведение меняется, революции для EdTech-рынка, конечно, не будет. Все макрофакторы остаются прежними, рынок следует за демографическими тенденциями и в целом остается довольно стабильным. Остается и статистика о том, что из 15 млн школьников только 6 млн пользуются хоть какими-то услугами дополнительного образования — как онлайн, так и офлайн.

Есть надежда, что это будет меняться. В частности, чем больше в самих школах программы будут стандартизировать, чем чаще там будут использовать устаревшие учебные пособия, материалы в которых к реальности уже не имеют отношения, тем сильнее у людей будет расти потребность в дополнительном образовании.

— Намерены ли вы менять стратегию, возможно, больше заниматься рынком базового школьного образования, сотрудничеством с государством и школами?

— Хотя у нас давно есть под капотом программы базового школьного образования и курсы повышения квалификации педагогов, на государственном рынке мы скорее не присутствуем. Стратегия не меняется, мы по-прежнему будем работать на рынке в основном в сегменте дополнительного образования.

Рынок EdTech подставил плечо школьникам и родителям в тот самый момент, когда государство, которое декларировало развитие цифровизации десятки лет, по разным причинам ничего не могло предложить. И сейчас мы не видим каких-то ростков со стороны чиновников, чтобы рынок начал трансформироваться в условиях монополии государства, которая существует.

Интервью взяла Валерия Лебедева

Вся лента