Семь бед на сто лет

Зальцбургский фестиваль 2020 года пройдет с сокращениями

В отличие от множества других музыкальных форумов Зальцбургский фестиваль 2020 года все-таки состоится, но в сокращенном и модифицированном виде. О мерах, на которые самому знаменитому фестивалю планеты пришлось пойти в год своего столетия, рассказывает Сергей Ходнев.

Фото: Kerstin Joensson, AP

Некоторые из крупных летних фестивалей решились перечеркнуть свои планы на 2020 год еще в апреле, некоторые заняли выжидательную позицию и приняли то или иное решение в последние недели. Есть и те, кто еще не определился: так, известный фестиваль старинной музыки в Инсбруке окончательно прояснит свои намерения в начале июня. Фестивали, которые все-таки в том или ином виде состоятся, рапортуют о невиданных прежде мерах санитарной безопасности: фестиваль Россини в Пезаро, например, рассадит публику по ложам, а оркестр с полагающейся дистанцией между музыкантами собирается рассадить в партере.

Но отмененных фестивалей гораздо больше. Не состоятся форумы в Экс-ан-Провансе, Люцерне, Байрейте, не будет питерских «Звезд белых ночей». На этом фоне обнародованное решение зальцбургского кураториума (руководящей коллегии фестиваля) все-таки провести фестиваль в 2020 году выглядит оптимистичным сигналом, хотя «артистически значимая и экономически оправданная» (как выражается официальный пресс-релиз) программа будет сильно отличаться от той, что была анонсирована осенью прошлого года.

За 44 фестивальных дня должно было пройти 200 событий (оперные спектакли, концерты, драматические представления) — вместо этого их будет только 90, продолжительность урезана до 30 дней, а общее число площадок — с 16 до шести. Те постановки, которые не будут показаны этим летом, будут перенесены на следующий год — то есть сейчас очевидным образом спешно переделывается программа не только этого года, но и следующего. Сохранится самая важная в психологическом смысле для фестиваля вещь — торжества по поводу его 100-летия (в частности, посвященная юбилею большая выставка), и идеологически это выигрышно: любой спикер может отталкиваться от того обстоятельства, что, мол, в 1920-м были тяжелые времена, и сейчас тяжелые, но ничего, справимся.

Конечно, это обнадеживает, как залог хотя бы частичного возвращения мира к нормальной и привычной жизни, и все же пока решение кураториума вызывает множество вопросов. Не обнародованы никакие детали: на текущий момент совершенно непонятно, чем именно из фестивальных событий пожертвуют, а что перенесут, и сохранится ли, например, при этом сокращении общий баланс оперных, концертных и драматических представлений. Будут ли к августу сняты все ограничения на передвижение и смогут ли попасть в Зальцбург все артисты и все зрители из дальних краев — тоже вопрос, и непонятно, как именно фестиваль его учитывает в переверстке своей программы. Неясен механизм возврата билетов: пока не сказано, сохранят ли обладатели билетов на спектакли, которые не состоятся в 2020-м, возможность посетить их в 2021-м.

Вообще, кассовые показатели и связанные с ними моменты экономической политики фестиваля — то, что вызывает особенную тревогу. На события 2020 года фестиваль продал около 180 тыс. билетов, заработав €24,5 млн. Приблизительный подсчет заставляет предположить, что вернуть придется не меньше половины этой суммы. Если добавить к ней возврат денег за билеты на другой зальцбургский фестиваль — Pfingstfestspiele (который должен был пройти в конце мая — начале июня, но отменен полностью), расходы выглядят чувствительными — достаточно вспомнить, что в 2018 году весь бюджет фестиваля составлял €61,8 млн.

Годами Зальцбургский фестиваль гордился тем, что не только добывает деньги у государственных и частных попечителей, но и прекрасно зарабатывает сам: в хорошие годы кассовые сборы составляли до половины общего бюджета. В 2020-м об этом нечего даже мечтать. Корпоративные и частные спонсоры в нынешних условиях тоже не особенно богатеют. Остается рассчитывать на казенные субсидии, но это может еще более ослабить художественную автономию фестиваля и поставить его в зависимость от столичных и региональных политиков, которая за 100 лет истории фестиваля не раз выходила ему боком.

Вся лента