Москвичей пустили в бизнес-класс

В такси возвращают премиальные тарифы

Крупные агрегаторы такси спустя месяц простоя все-таки смогут вернуть в Москве премиальные тарифы. Они уже появились в приложениях «Яндекс.Такси» и Gett, а «Ситимобил» обещает запустить их в ближайшее время. При этом не все компании готовы передавать требующиеся данные в городскую информационную систему, например Wheely опасается, что они позволят следить за пассажирами.

Фото: Ярослав Чингаев, Коммерсантъ

Агрегаторы такси начали возвращать премиальные тарифы в приложения в Москве, сообщили представители компаний и убедился “Ъ”. Такие тарифы, как правило, формально работают по принципу заказных перевозок, которые с 13 апреля были приостановлены в Москве по распоряжению властей в связи с распространением коронавируса. Как сообщал “Ъ”, указ мэра Сергея Собянина от 7 мая в принципе разрешил такие перевозки при условии передачи данных в Единую региональную навигационно-информационную систему (ЕРНИС) Москвы.

Но порядок передачи данных появился только 12 мая в приказе департамента транспорта столицы. Из него следует, что службы перевозок по заказу должны передавать навигационные данные с автомобилей, номера и модели машин, личные данные водителей и информацию о цифровых пропусках пассажиров.

После появления приказа бизнес-класс появился в приложении «Яндекс.Такси», его возвращение к работе подтвердили в пресс-службе компании. Запустился тариф и в Gett. «Ситимобил» планирует вернуть его в ближайшее время. «Мы проводим подготовительную работу, чтобы соответствовать всем необходимым требованиям дептранса»,— уточнили в компании.

Вернулся к работе и сервис личных водителей Wheely, сообщили в компании. О таких планах компания уже сообщала после выхода указа мэра от 7 мая, но затем отложила запуск, заявив при этом, что считает требования о передаче данных незаконными и опасными. Компания отказалась передавать какие-либо данные в ЕРНИС, заявила “Ъ” представитель сервиса. По мнению гендиректора Wheely Антона Чиркунова, такая информация позволяет следить за водителем и косвенно — за любым пассажиром, зная его адрес. Кроме того, ЕРНИС не поддерживает шифрование, а цели сбора геолокации неизвестны, подчеркивает господин Чиркунов. В приказе департамента транспорта при этом утверждается, что данные передаются по защищенному каналу.

По мнению одного из собеседников “Ъ” на рынке, Wheely «лукавит». «Здесь не идет речи о персональных данных. Есть огромное число соглашений разных онлайн-сервисов с Москвой о передаче данных, например в ЦОДД для улучшения ситуации на дорогах и мониторинга пробок. Такая же практика есть на всех других развитых рынках»,— утверждает он. Два источника на рынке утверждают, что пока передавать персональные данные о водителях не требуется. В Wheely неправы насчет возможной слежки за водителями и пассажирами, считает и директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.

О такси подобные данные передаются уже давно. В «Яндекс.Такси» рассказали, что еще в 2014 году договорились с властями Москвы о передаче данных по поездкам и машинам, подключенным к сервису. «Насколько нам известно, позднее соглашения подписали другие онлайн-сервисы заказа такси. Сейчас этот набор включает идентификатор водителя в системе, номер автомобиля, статус (свободен или на заказе) и периодически координаты местоположения машины. Вся эта информация передается только по зашифрованным каналам и не содержит персональных данных пассажиров»,— сообщили в компании.

Впрочем, передавать требуемые данные полностью готовы не все агрегаторы.

Gett проанализировал запрос департамента транспорта и не видит необходимости, а также технической и юридической возможности передавать все запрошенные данные, сообщили “Ъ” в пресс-службе компании. «Мы направили в дептранс встречное предложение и уже получили положительный ответ. Предложенный нами вариант взаимодействия полностью решает задачи, стоящие перед дептрансом, и одновременно гарантирует сохранность персональных данных»,— передали в пресс-службе слова гендиректора Gett в России Анатолия Сморгонского. Детали варианта, предложенного компанией, там не уточнили.

Дмитрий Шестоперов

Вся лента