Кому выгодны офсетные контракты?

Григорий Колганов — о «симбиозе» бизнеса и государства

Обозреватель “Ъ FM” Григорий Колганов рассказывает о принципах заключения офсетных контрактов между городом и бизнесом, а также о преимуществах такой формы для обеих сторон.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Москва объявила конкурс на заключение офсетного контракта. Слово малознакомое, но смысл известен: столица приобретает товары в течение длительного времени у одного поставщика в обмен на то, что он размещает производство в городе.

Нынешний контракт предполагает выпуск продуктов питания для молочных кухонь. Он четвертый для столицы — ранее заключались соглашения в области фармацевтики и изготовления медицинских изделий. Объемы закупок по ним впечатляют — 41 млрд руб.

Зачем властям такая форма взаимодействия с бизнесом?

Конкурс есть конкурс, а потому побеждает тот, кто предложит минимальную цену, на этом город уже неплохо сэкономил, рассказал “Ъ FM” глава московского департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров: «Многие нас спрашивают, зачем мы этим занимаемся. Мы же получаем необходимую продукцию, новое высокотехнологичное производство на территории столицы, решаем проблему с импортозамещением. Офсеты привлекают большое количество инвестиций в город, суммарно — 10 млрд частных инвестиций. Контракты показали эффективность с точки зрения экономии бюджетных средств. Среднее снижение от начальной цены контракта было в районе 32%».

Но выгодны ли бизнесу офсетные контракты?

“Ъ FM” спросил об этом победителя предыдущего конкурса — компанию «Гемамед». По условиям соглашения она должна запустить в Москве производство медицинских изделий и средств реабилитации, вложив в него 1 млрд руб. Гендиректор «Гемамеда» Кирилл Алексеев уверен, что затраты отобьются, более того, компания благодаря офсету сможет совершить качественный рывок в развитии: «По контракту мы обеспечены рынком сбыта на восемь лет. Думаю, мы его окупим. Построив производство, мы сможем увеличить, во-первых, качество поставляемой продукции, количество, потому что на сегодня в основном это импортная продукция. Для компании это большой шаг вперед».

Начальная максимальная цена нового офсетного контракта — более 30 млрд руб. Производить будут молоко, соки, фруктовые, овощные и мясные пюре и прочую продукцию для детей, беременных и кормящих женщин. В планах властей — и дальше расширять сферы применения офсетных контрактов, поделился с “Ъ FM” директор городского Агентства управления инвестициями Леонид Кострома: «Четвертый офсет предполагает производство 38 наименований продуктов питания. Согласно условиям конкурса, объем инвестиций должен составить не менее 2,1 млрд руб. А товары будут поставляться городу в течение восьми лет. В целом, мы планируем, помимо здравоохранения и пищевой промышленности, в дальнейшем заключать подобного рода контракты в таких сферах, как транспортное машиностроение, техника для жилищно-коммунального хозяйства, IT-оборудование».

В природе взаимовыгодное сотрудничество называется симбиозом. В бизнесе что-то похожее — это офсетные контракты. По крайней мере, участники таких соглашений не возражают против подобного определения.

Вся лента