В парадном строю

Фаэтон ЗИС-102 на физкультурном параде

Парады физкультурников проводились в СССР для того, чтобы пропагандировать среди советских людей занятия физической культурой и спортом. Иногда в них принимали участие и автомобили, как это случилось с фаэтоном ЗИС-102, созданным на Московском автомобильном заводе имени Сталина.

Иван Баранцев

ЗИС-102 – открытая версия первого советского серийного лимузина ЗИС-101, выпуск которого начался в декабре 1936 года. Из всех отечественных лимузинов «сто первый» оказался самым массовым: с 1936 по 1941 год выпустили 8752 автомобиля, включая различные модификации, а вот кабриолет на его базе стал самым редким – сделали всего лишь небольшую партию из десятка машин.

«У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь» – фраза, сказанная Иосифом Виссарионовичем Сталиным на объединенном пленуме ЦК ВКП(б) в январе 1933 года. К тому времени уже массово выпускались грузовики ГАЗ-АА и ЗИС-5, так необходимые в армии и народном хозяйстве, а также легковая модель ГАЗ-А. Потом пришло время подумать и о лимузинах с кабриолетами.

Портрет Сталина – обязательный атрибут всех парадов, демонстраций, съездов, собраний и вообще любых праздников тех лет. Сам Иосиф Виссарионович не ездил на лимузине, созданном на заводе его имени, предпочитая бронированные американские «Паккарды». Что же до ЗИС-101, то забронировать его до войны так и не получилось. Это будет осуществлено уже с послевоенной моделью ЗИС-110.

В салоне фаэтона ЗИС-102 видны дети, которые тоже были непременными участниками всех физкультурных парадов на Красной площади. Именно на параде физкультурников 1935 года Иосифа Виссарионовича Сталина назвали «лучшим другом советских пионеров», а на параде 1936 года впервые прозвучал ставший впоследствии знаменитым лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!».

Вся лента