Товары панического спроса

Страх пред коронавирусом вызвал в Японии ажиотажный спрос на средства гигиены

Представители правительства Японии обещают населению самые энергичные меры по борьбе с неожиданно возникшей нехваткой в стране ряда товаров первой необходимости. Дефицит и очереди в магазинах стали следствием распространения коронавируса COVID-19, а также связанных с ним страхов и слухов. С подробностями — корреспондент ТАСС в Японии Василий Головнин, специально для “Ъ”.

Фото: Athit Perawongmetha , Reuters

В пяти минутах ходьбы от моего токийского дома находится аптека с хорошо знакомыми продавцами. С ней в последние дни творятся странные вещи. К дверям аптеки теперь люди приходят еще до открытия и дисциплинированно встают в очередь. Они хотят купить медицинские защитные маски, без которых многим страшно выходить на улицу или спускаться в метро. Но товар достается не всем, хотя его дают по старинному советскому принципу «одну упаковку в руки». У меня на глазах люди из хвоста очереди много раз расходились ни с чем, поскольку заветных масок на всех не хватает.

Вспышки заражения новым коронавирусом отмечены сейчас по всей Японии — от еще засыпанного снегом самого северного острова Хоккайдо до южной курортной Окинавы. Люди напуганы загадочной инфекцией, от которой в стране уже скончались 12 человек. И эти страхи выливаются в неожиданные для властей последствия.

Богатая и благополучная Япония столкнулась с товарным дефицитом, которого она в таких размерах не знала, пожалуй, со времен разрухи после поражения во Второй мировой войне.

Кратковременная нехватка товаров была, правда, после разрушительного цунами в марте 2011 года, однако она затронула только некоторые районы на северо-востоке страны. Да и причины тогда для дефицита были серьезные — удар стихии уничтожил многие автомобильные дороги, вызвал частичную остановку железнодорожного сообщения, прервал производственные цепочки.

Нынешнюю нехватку в Японии защитных медицинских масок тоже отчасти можно объяснить объективными причинами. Их на 80% импортировали из Китая, которому сейчас из-за распространения того же коронавируса и вызванной этим эпидемии самому не хватает такой продукции. Однако дефицит других товаров в Японии имеет чисто психологическую причину — их просто лихорадочно скупают и накапливают под влиянием панических слухов в интернете.

С минувшей пятницы, например, в стране с полок практически всех магазинов пропала туалетная бумага. К кризису в Китае ее исчезновение не имеет никакого отношения — этот товар практически целиком производят в самой Японии, поскольку изготовление столь важной продукции японцы иностранцам не доверяют. Однако кто-то запустил в японские социальные сети слух: туалетную бумагу делают из того же сырья, что и хирургические маски. И значит, как один товар исчез, так другой пропадет! Прошел и слух о том, что туалетную бумагу тоже импортировали из Китая и теперь, мол, эти закупки запретят, чтобы не ввозить заразу.

Власти быстро поняли всю опасность ситуации — еще в пятницу по японскому общественному телевидению выступил председатель национальной Ассоциации производителей бытовых бумажных изделий, который умолял не верить глупым страшилкам. Туалетную бумагу, разъяснил он, делают совсем из другого сырья, чем медицинские маски.

Производство туалетной бумаги в Японии — бизнес очень серьезный. Ежегодно ее продают в невероятном объеме более 1 млн тонн, на каждого жителя почти 127-миллионной страны приходится примерно 66 рулонов. Однако эта могучая отрасль индустрии пока проигрывает тем, кто поддерживает общенациональную панику. Не помогли не только заверения производителей, но и официальное выступление премьер-министра Синдзо Абэ, который в прямом телеэфире заверял сограждан, что ситуация с туалетной бумагой скоро нормализуется. Эти слова повторили несколько министров кабинета, но население успокаиваться не желает.

По состоянию на 3 марта в Японии сохранялся невероятный дефицит туалетной бумаги, поскольку имеющиеся логистические цепочки не справляются с ажиотажным спросом. Во многих магазинах исчезли бумажные салфетки, мгновенно расхватывают жидкости для дезинфекции с содержанием алкоголя, который, как говорят, надежно убивает зловредный коронавирус. Раскупили даже питьевой спирт польского производства крепостью 96 градусов. Раньше его использовали только для приготовления особо крепких коктейлей, а сейчас пустили на протирание рук в целях спасения от смертоносной инфекции.

Сохранению дефицита, конечно, способствует и нервозная обстановка в стране, которую подогревают события, еще недавно немыслимые в Японии. С понедельника, например, учеников большинства школ там распустили на внеочередные каникулы — власти боятся коллективных заражений. Такого в японской истории, говорят, вообще никогда не было.

Закрыты музеи, многие театры и другие зрелищные заведения, включая знаменитый Диснейленд в пригороде Токио, который ежегодно принимает более 34 млн посетителей. На улицах японской столицы сейчас заметно поубавилось людей — жители одного из крупнейших городов мира предпочитают поменьше бывать в местах, где можно подцепить коронавирус.

Впрочем, власти сами прилагают все усилия к тому, чтобы жители страны побольше сидели дома.

Японский Минздрав по несколько раз в день через телевидение просит не выходить на улицу людей даже с самыми незначительными признаками простуды — заражение коронавирусом может проявляться в крайне легкой форме у тех, кто имеет мощную иммунную систему. Однако при этом человек становится невольным разносчиком инфекции.

Правительство уже дало указание всем госучреждениям максимально переводить персонал на удаленную работу из дома. К крупному бизнесу обратились с такой же просьбой, а мелким и средним частным фирмам власти уже готовят субсидии на закупки дополнительных ноутбуков и средств связи, чтобы как можно больше их сотрудников трудились по месту жительства. Одновременно с этим графики прихода на работу меняют так, чтобы уменьшить скопление людей на транспорте. Кое-какой эффект уже достигнут — число пассажиров в токийском метро во время утреннего часа пик с конца февраля по первые числа марта уменьшилось на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Коронавирус меняет все: под угрозой, например, давно готовившийся и намеченный на начало апреля визит в Японию председателя КНР Си Цзиньпина, который призван был стать символом потепления отношений между Пекином и Токио. Высший руководитель Китая не посещал Японию с 2008 года, однако сейчас из-за проблем с новой болезнью ему, похоже, не до дипломатии. И наконец, все более неясной становится судьба токийской летней Олимпиады.

Уже сказался вирус и на российско-японских контактах. Как сообщило в среду агентство Kyodo, власти двух стран отменили запланированную на 12 марта встречу по обсуждению плана безвизовых визитов на Южные Курилы бывших японских жителей этих островов. Последующие контакты было решено поддерживать посредством электронной почты.

Вся лента