Ритейл отправился в каналы Telegram

Почему растут продажи с помощью мессенджера

Российские продавцы в прошлом году смогли заработать через Telegram более 1 млрд руб. Покупки товаров через сервис выросли почти на 200%, обогнав по скорости YouTube, блоги и соцсети. Такие данные приводятся в исследовании компании Admitad — крупного игрока на рынке онлайн-коммерции. При этом, как отмечается, Telegram не самый популярный в стране мессенджер. Почему же россияне предпочитают приобретать товары через этот канал? И что чаще всего покупают с его помощью? Выясняли Григорий Колганов и Кирилл Абакумов.

Фото: Зотов Алексей, Коммерсантъ

Telegram в России был заблокирован в позапрошлом году, а уже по итогам 2019-го ворвался в пятерку самых популярных каналов онлайн-продаж. Оборот в 1,1 млрд руб. — это больше, чем у YouTube. Что интересует пользователей в первую очередь, рассказала “Ъ FM” руководитель российского подразделения компании Admitad Анна Гидирим: «Telegram универсален. Можно продать как нишевую парфюмерию, так и какие-то мелкие товары с AliExpress, Joom. Очень популярны каналы, которые интересуются кроссовками. Они действительно приносят огромное количество заказов. Популярна и доставка продуктов, и всякие там dark kitchen, “кухня на районе”, а также доставка питания для похудения, готовые рационы».

Аудитория Telegram в России оценивается в 20 млн человек. Для сравнения, число пользователей WhatsApp — почти 70 млн. Тем не менее, именно сервису Павла Дурова удается конкурировать с уже традиционными каналами онлайн-продаж: соцсетями и блогами, контекстной рекламой или купонными сайтами. Москвич Даниил торгует через Telegram импортными сырами. Сбыт идет только через мессенджер, другими площадками он не пользуется. Существенного увеличения оборота в прошлом году предприниматель не заметил, но число подписчиков выросло значительно: «У всех, конечно, разный сегмент. В моем случае продажи не выросли, но при тотальном отсутствии рекламы количество подписчиков у меня увеличивается. Могу сказать, что повышается качество контента в Telegram. Также появляются новые “фичи”, которые очень удобны в функциональном плане. Все это в совокупности делает Telegram прекрасной площадкой для продаж».

Появятся ли в России торгцентры-призраки

Смотреть

Продажи через мессенджер за прошлый год увеличились на 200%. По темпам роста Telegram оставил далеко позади и традиционные онлайн-каналы, и соцсети, и видеосервисы, уступив немного лишь контекстной рекламе. В чем же рецепт его успеха? Автор Telegram -канала «Интернет-аналитика» Алексей Никушин говорит, что здесь сошлись два главных фактора — продуманный сервис и качественная аудитория. «В Telegram аудитория, которая готова потреблять, которая способная, взрослая, с перекосом в IT и digital-сферы. Этим людям достаточно просто продавать то, что им нужно. Люди привыкли к формату каналов и чатов. В Telegram можно сделать хорошее, качественное описание размещаемого объекта»,— пояснил Никушин.

И все же, нынешний коммерческий успех — это разовый всплеск интереса к сервису Павла Дурова? Или Telegram — это новый перспективный канал интернет-ритейла? Соучредитель аналитической компании Data Insight Борис Овчинников считает, что у мессенджера большое будущее, да и сейчас его обороты намного больше, чем удается подсчитать: «Коммерция в Telegram — это не самый прозрачный для анализа параметр. На самом деле, 1 млрд руб. — это очень мало. Я не вижу оснований считать продажи через Telegram временным трендом.

Это удобная для покупателей история, особенно если еще будет какое-то развитие функционала для покупок и платежей, а, безусловно, Дуров и его команда думают и работают в том числе и в этом направлении».

Когда Telegram в России начали блокировать, многие игроки рынка предупреждали, что это лишь повысит доверие к сервису со стороны пользователей. И разве данные о продажах через мессенджер не яркое тому подтверждение?

Как отмечается в исследовании компании Admitad, большая часть онлайн-продаж — 86 млрд руб. — приходится на традиционные каналы. К ним аналитики относят программы лояльности, кэшбэк-сервисы, витринные и купонные сайты.

Вся лента